Рассмотрение жалоб уполномоченным по правам человека

Как написать жалобу уполномоченному по правам человека

Рассмотрение жалоб уполномоченным по правам человека

Граждане не одиноки в борьбе с произволом, который может себе позволить часть представителей власти. Государство предусмотрело специальное должностное лицо, призванное защищать права рядовых граждан. Жалоба уполномоченному по правам человека — непосредственное обращение за помощью к омбудсмену.

Законодательство РФ

Центральный акт, устанавливающий круг компетенции уполномоченного по правам человека, — ФКЗ № 1 от 1997 года.

В ст. 15 закона указано: омбудсмен рассматривает жалобы граждан РФ. Его деятельность не замещает компетенцию других структур, а дополняет решения основного надзора и помогает в ситуациях, когда государственный аппарат не способен компенсировать пробел.

ВАЖНО! Уполномоченный рассматривает обращения граждан РФ независимо от их места пребывания. Более того, предусмотрена защита иностранцев и беженцев.

На что можно пожаловаться уполномоченному по правам человека

Предназначение омбудсмена — защищать людей от государственного произвола. В качестве целей деятельности также продекларированы совершенствование законодательства и правовое просвещение жителей Российской Федерации.

Граждане могут пожаловаться на любые действия либо бездействие, повлекшее нарушение прав и свобод. Допустимо жаловаться на следующих субъектов (ст. 16 ФКЗ № 1):

Дорогие читатели! Для решения вашей проблемы прямо сейчас, получите бесплатную консультацию — обратитесь к дежурному юристу в онлайн-чат справа или звоните по телефонам:
Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возьмет решение всех ваших проблем на себя!

  • государственные инстанции;
  • муниципалитеты;
  • госслужащие;
  • должностные лица.

Право на обращение к уполномоченному имеют все лица при наличии конкретных условий:

  • факт нарушения прав и свобод;
  • действие либо бездействие власти;
  • заявитель ранее обращался в суд (прокуратуру), но решение надзорных инстанций его не удовлетворило.

Незаконное уголовное преследование, распри по трудовым контрактам (госслужба) и ряд похожих конфликтов — все это допустимо разрешить не только с помощью административных инстанций. Написание обращения — одна из альтернатив.

ВАЖНО! Заключенные могут адресовать жалобу напрямую, без предварительного рассмотрения конфликта в суде или прокуратуре.

Омбудсмен не зависит от других государственных субъектов (ст. 2 ФКЗ № 1). Он руководствуется нормами закона. В компетенцию входит защита интересов и свобод человека. Полномочия не ограничены другими инстанциями, предусмотрена возможность беспрепятственного разбирательства.

Куда жаловаться

Омбудсмен не единственный вариант, куда можно обращаться для обжалования произвола представителей государства. Российская Федерация участвует в Конвенции, регулирующей деятельность Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). Это означает, что можно обращаться как к уполномоченному в России, так и в ЕСПЧ.

Оба способа не лишены нюансов. Первый — нагрузка. При прочих равных условиях омбудсмен примет решение быстрее, чем ЕСПЧ, так как Европейский суд чрезвычайно нагружен сотнями гражданских дел. Вердикта приходится ждать не 1 месяц, а целые годы.

Ситуация осложнена тем, что РФ частично отгородилась от ЕСПЧ и не признает его акты выше своих конституционных принципов. Обращаться в Европейский суд имеет смысл, когда обращающийся не доверяет ни надзорным государственным органам, ни деятельности омбудсмена.

Как написать жалобу в организацию

Предусмотрены строгие правила. Они касаются как формы, так и содержания жалобы в организацию. Образец должен донести следующую информацию:

  • Ф. И. О. отправителя;
  • суть принятых решений по делу;
  • конкретные нарушения, вызвавшие жалобы заявителя.

СКАЧАТЬ Образец

Из текста должно ясно исходить, что не устраивает гражданина. Приложениями к акту выступают копии решений, вынесенные в суде. Требование о наличии приложений подтверждает обязательность предварительного рассмотрения дела в других надзорных органах.

Знайте! Жалоба не облагается налогами и пошлинами. Документ можно написать и направить на безвозмездной основе.

Обращение подается по конкретному адресу нахождения аппарата. Если речь идет про омбудсмена РФ, это: г. Москва, улица Мясницкая, 47. Документация вручается лично, достаточно записаться на прием и принести акты в аппарат. Запись производится по телефону, указанном на ресурсе.

Помимо личной подачи или доставки по почте возможно обращение через официальный сайт должностного лица. Необходимо зайти и заполнить форму на портале.

Предусмотрены определенные ограничения и требования к самому тексту:

  • объем — не больше 5 тысяч знаков;
  • разбивка на абзацы и предложения;
  • отсутствие брани, нецензурных выражений и угроз.

Перечисленные ограничения связаны с нагрузкой рабочего аппарата. Сотрудники регулярно рассматривают сотни актов, важно отнестись к составлению документацию внимательно.

Ответ

Есть ровно 1 год для адресации жалобы с момента нарушения прав и свобод. Если документация была принята аппаратом, то лицо обязано уведомить о результатах в течение 10 дней. Речь идет о принятии/отказе заявления, но не о рассмотрении акта.

Законом не установлены сроки разбирательства — они могут растянуться на месяцы. В 2016 году из 43 тысяч обращений было рассмотрено лишь около 3000.

Тем не менее аппарат обязан уведомить обращающегося о принятии акта к рассмотрению. Сроки в ЕСПЧ вообще никак не регламентированы, орган чрезвычайно загружен. Заявитель может прождать год, пять и даже десять лет.

Если ответ пришел, но заявитель не удовлетворен результатом, не стоит опускать руки — есть иные способы борьбы за справедливость. Это касается как судебной системы РФ, так и других надзорных органов.

Наши дальнейшие действия

Если вынесено положительное решение, запускается механизм разбирательства. От заявителя больше ничего не требуется, все сделает уполномоченный.

В ст. 22 указана возможность привлечь к разбирательству других государственных органов, что запускает цепную реакцию. Проверка регулируется ст. 23 ФКЗ № 1 — у уполномоченного появляется возможность разрешить дело без каких-либо препятствий со стороны органов власти.

Сначала омбудсмен уведомляет нарушителя о факте злоупотреблений и направляет рекомендации к устранению преград для прав и свобод граждан. Если указания не возымели эффекта, то должностное лицо через суд или прокуратуру инициирует разбирательство. Если первичное обращение гражданина не возымело эффекта, то участие уполномоченного перевернет чашу весов в пользу заявителя.

Дорогие читатели! Для решения вашей проблемы прямо сейчас, получите бесплатную консультацию — обратитесь к дежурному юристу в онлайн-чат справа или звоните по телефонам:
Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возьмет решение всех ваших проблем на себя! Или опишите ситуацию в форме, ниже:

Источник: https://PoPravu.club/obrascheniya/zhaloba-upolnomochennomu-po-pravam-cheloveka.html

Федеральный закон «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации» от 18.03.2020 N 48-ФЗ ст 9

Рассмотрение жалоб уполномоченным по правам человека

1. Гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства вправе обратиться к уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации с жалобой, предложением или заявлением в письменной форме или в форме электронного документа, а также устно на личном приеме.

2.

При рассмотрении обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан или лиц без гражданства уполномоченным по правам человека в субъекте Российской Федерации применяется порядок, установленный Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации”, с учетом особенностей принятия к рассмотрению и рассмотрения жалоб уполномоченным по правам человека в субъекте Российской Федерации, установленных настоящим Федеральным законом, в том числе сроков рассмотрения жалоб.

3. Получив обращение, содержащее предложение, заявление или иную информацию, касающуюся нарушения прав и свобод граждан (далее – обращение), уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации имеет право:

1) рассмотреть обращение по существу;

2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;

3) направить обращение на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится рассмотрение обращения.

4. Жалобы и иные обращения, адресованные уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации лицами, находящимися в местах принудительного содержания, просмотру администрацией мест принудительного содержания и цензуре не подлежат и в течение 24 часов направляются уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации.

5.

Под жалобой, адресованной уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации (далее – жалоба), понимается просьба гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства (далее – заявитель) о защите и восстановлении прав и свобод, нарушенных (нарушаемых), по его мнению, решениями или действиями (бездействием) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, действующих на территории субъекта Российской Федерации, органов государственной власти или иных государственных органов субъекта Российской Федерации (кроме законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации), органов местного самоуправления, иных муниципальных органов, организаций, действующих на территории субъекта Российской Федерации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

6.

В жалобе должны содержаться фамилия, имя, отчество (при наличии), почтовый и (или) электронный адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, действующих на территории субъекта Российской Федерации, органов государственной власти или иных государственных органов субъекта Российской Федерации (далее – государственные органы), органов местного самоуправления, иных муниципальных органов (далее – муниципальные органы), организаций, действующих на территории субъекта Российской Федерации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее – организации), нарушивших (нарушающих), по мнению заявителя, его права и свободы. К жалобе также должны прилагаться материалы, подтверждающие обоснованность жалобы, включая копии документов, связанных с обжалованием соответствующих решений или действий (бездействия) в судебном или административном порядке. Жалоба должна быть подана уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.

7. В случае получения жалобы уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации:

1) принимает жалобу к рассмотрению, если она соответствует требованиям, предусмотренным частями 5 и 6 настоящей статьи, о чем сообщает заявителю;
2) отказывает в принятии жалобы к рассмотрению, если она не соответствует требованиям, предусмотренным частями 5 и 6 настоящей статьи, при этом отказ в принятии жалобы к рассмотрению должен быть мотивирован.

8. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации принимает жалобу к рассмотрению или отказывает в ее принятии в течение 15 дней со дня регистрации жалобы и уведомляет об этом заявителя.

9.

В случае, если лицо, обратившееся с жалобой к уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, одновременно обратилось с жалобой в адрес Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, по запросу Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации жалоба с прилагаемыми к ней материалами передается на рассмотрение Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Статья 8 | Статья 9 | Статья 10

Статья 5. Порядок назначения (избрания) на должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации

Статья 19. Консультативный (экспертный) совет при уполномоченном по правам человека в субъекте Российской Федерации

Статья 8. Прекращение полномочий уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации

Источник: https://fzrf.su/zakon/2020-03-18-n-48-fz/st-9.php

Статья 9. Принятие к рассмотрению жалоб и иных обращений уполномоченным по правам человека в субъекте Российской Федерации | ГАРАНТ

Рассмотрение жалоб уполномоченным по правам человека

Статья 9. Принятие к рассмотрению жалоб и иных обращений уполномоченным по правам человека в субъекте Российской Федерации

1. Гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства вправе обратиться к уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации с жалобой, предложением или заявлением в письменной форме или в форме электронного документа, а также устно на личном приеме.

2.

При рассмотрении обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан или лиц без гражданства уполномоченным по правам человека в субъекте Российской Федерации применяется порядок, установленный Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации”, с учетом особенностей принятия к рассмотрению и рассмотрения жалоб уполномоченным по правам человека в субъекте Российской Федерации, установленных настоящим Федеральным законом, в том числе сроков рассмотрения жалоб.

3. Получив обращение, содержащее предложение, заявление или иную информацию, касающуюся нарушения прав и свобод граждан (далее – обращение), уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации имеет право:

1) рассмотреть обращение по существу;

2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;

3) направить обращение на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится рассмотрение обращения.

4. Жалобы и иные обращения, адресованные уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации лицами, находящимися в местах принудительного содержания, просмотру администрацией мест принудительного содержания и цензуре не подлежат и в течение 24 часов направляются уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации.

5.

Под жалобой, адресованной уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации (далее – жалоба), понимается просьба гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства (далее – заявитель) о защите и восстановлении прав и свобод, нарушенных (нарушаемых), по его мнению, решениями или действиями (бездействием) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, действующих на территории субъекта Российской Федерации, органов государственной власти или иных государственных органов субъекта Российской Федерации (кроме законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации), органов местного самоуправления, иных муниципальных органов, организаций, действующих на территории субъекта Российской Федерации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

6.

В жалобе должны содержаться фамилия, имя, отчество (при наличии), почтовый и (или) электронный адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, действующих на территории субъекта Российской Федерации, органов государственной власти или иных государственных органов субъекта Российской Федерации (далее – государственные органы), органов местного самоуправления, иных муниципальных органов (далее – муниципальные органы), организаций, действующих на территории субъекта Российской Федерации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее – организации), нарушивших (нарушающих), по мнению заявителя, его права и свободы. К жалобе также должны прилагаться материалы, подтверждающие обоснованность жалобы, включая копии документов, связанных с обжалованием соответствующих решений или действий (бездействия) в судебном или административном порядке. Жалоба должна быть подана уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.

7. В случае получения жалобы уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации:

1) принимает жалобу к рассмотрению, если она соответствует требованиям, предусмотренным частями 5 и 6 настоящей статьи, о чем сообщает заявителю;
2) отказывает в принятии жалобы к рассмотрению, если она не соответствует требованиям, предусмотренным частями 5 и 6 настоящей статьи, при этом отказ в принятии жалобы к рассмотрению должен быть мотивирован.

8. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации принимает жалобу к рассмотрению или отказывает в ее принятии в течение 15 дней со дня регистрации жалобы и уведомляет об этом заявителя.

9.

В случае, если лицо, обратившееся с жалобой к уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, одновременно обратилось с жалобой в адрес Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, по запросу Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации жалоба с прилагаемыми к ней материалами передается на рассмотрение Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Источник: https://base.garant.ru/73759166/493aff9450b0b89b29b367693300b74a/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.