Проблемы поддержания и укрепления воинской дисциплины

Воинская дисциплина: что это такое, история и особенности

Проблемы поддержания и укрепления воинской дисциплины

Воинская дисциплина является своеобразной основой для армии любой страны. Она включает в себя понятия порядка, устава и т. д. От того, насколько дисциплинированным является личный состав, во многом зависит исход того или иного боя.

Поэтому основы воинской дисциплины прописываются не только в документации каждой воинской части, но и закрепляются на законодательном уровне.

За дисциплинарные нарушения солдат ожидают наказания, степень которых зависит от серьезности проступка.

Определение

Каждый человек, хоть немного знакомый с армейской службой, знает, что здесь главное – порядок. И обеспечивается он посредством определенных механизмов, одним из которых и выступает воинская дисциплина. Она предполагает неукоснительное исполнение тех приказов, которые отдаются высшим командованием.

Очень важно, чтобы каждый служащий в полной мере осознавал свою личную ответственность не только перед своим подразделением, но и перед государством, которое он защищает. Поэтому донесение до солдата основных положений армейской службы осуществляется посредством убеждения. Однако в некоторых случаях возможно принятие и принудительных мер.

Общие сведения

Военная дисциплина – основа любой армии мира

Чтобы понять, насколько важной является воинская дисциплина для современной армии, необходимо вникнуть в саму специфику службы. В каждом отдельно взятом подразделении положения дисциплины могут иметь специфические черты, продиктованные конкретными условиями.

В большинстве армий мира вплоть до XIX века действовала, так называемая, прусская воинская дисциплина. И основным ее требованием было слепое подчинение командиру со стороны любого нижестоящего военнослужащего.

В те времена считали, что простому солдату нет смысла проводить анализ ситуации – за него это сделает более опытное и знающее командование. От него же требуется неукоснительное выполнение приказов.

Воин выступал своеобразной машиной для истребления вражеских сил.

Ошибкой такого вида воинской дисциплины было отсутствие самоотверженности и инициативности со стороны солдат. Поэтому со временем принудительная служба постепенно отошла на второй план, и на данный момент армия держится на понятии общественного долга или же службе по контракту.

Сегодня воинская дисциплина включает в себя не только обязанности, но и права солдат, закрепленные на законодательном уровне. Данные положения время от времени претерпевают определенные поправки и дополнения, ввиду которых требования к военнослужащим постепенно повышаются. Подобные изменения связаны с появлением новых видов техники, а также с положением дел на международной арене.

История

Вторая мировая война заложила костяк в будущем военной дисциплины армии

Если в уставе понятие воинской дисциплины расписано с максимальной точностью, то на практике все оказывается несколько сложнее.

Именно поэтому основные положения прав и обязанностей военных постоянно совершенствуются. И заметный отпечаток на воинскую дисциплину накладывает история.

Здесь можно выделить несколько ключевых этапов:

  1. 20-30 годы прошлого века. Служба в те годы проходила преимущественно на революционном энтузиазме. Однако несмотря на столь сильную идеологическую составляющую, дисциплинарная культура находилась далеко не на самом высоком уровне. Когда же власть наконец-то укрепилась, то и дисциплина в армии заметно улучшилась. Произошло это лишь к 50-м годам прошлого века.
  2. Значительный отпечаток наложила на состояние воинской дисциплины и Великая Отечественная война. Подобные события на практике показали солдатам то, насколько важным является порядок в армии. Одержанная таким трудом победа в войне заставила призывников не просто подчиняться воинской дисциплине, а уважать ее, что в значительной степени способствовало поднятию боевого духа.
  3. Застой в социально-политической сфере также отразился на состоянии воинской дисциплины. Итогом стало появление «землячеств», «дедовщины» и прочих видов неуставных отношений. В те времена наблюдался рост организованной преступности, в обществе отсутствовал порядок, что приводило к нежеланию призывников отказываться от своих принципов даже при прохождении службы в армии.
  4. В наши дни проводится масштабная военная реформа. Ее основной целью выступает баланс между обязанностями простых военных и их правами. Солдаты получают социальную защиту, а сама реформа должна охватить не только низы, но и всю армейскую иерархию. Таким образом, ведется работа по укреплению воинской дисциплины.

Система воинской дисциплины

Положения воинской дисциплины должны не только существовать, но и соблюдаться солдатами. Достичь подобного эффекта удается следующим образом:

  1. Выработка у солдат не принудительного, а сознательного подчинения командованию.
  2. Воспитание высоких этических и моральных качеств у личного состава.
  3. Поддержание строгого внутреннего порядка, ввиду которого режим дня и устав соблюдаются не только простыми солдатами, а всеми представителями военной иерархии.
  4. Выработка личной ответственности у каждого из военных за выполнение обязанностей и соблюдение положений устава.
  5. Достижение баланса между принуждением, убеждением и коллективным воздействием.
  6. Правильная организация процесса боевой подготовки для всего личного состава.
  7. Выработка не страха, а уважения к командованию.
  8. Наличие справедливых требований со стороны командиров.
  9. Создание и поддержание приемлемых условий для жизни и развития солдат.

Это основные задачи воинской дисциплины, существующей в современной Российской Армии.

Обязанности военнослужащих

Военнослужащий обязан четко выполнять поставленные ему боевые задачи

Сама сущность воинской дисциплины заключается в определении обязанностей для военнослужащих. Основными в данном случае выступают следующие положения:

  1. Честная служба государству, готовность в любой момент встать на защиту его территориальной целостности и суверенитета.
  2. Постоянное улучшение боевых навыков и личностное развитие.
  3. Следование нормам Конституции и законодательных актов.
  4. Беспрекословное исполнение требований присяги и воинского устава, а также подчинение приказам вышестоящих военных.
  5. Уважительное отношение к боевым достижениям соотечественников.
  6. Поддержание техники в боеготовом состоянии, обеспечение сохранности имущества своего подразделения.
  7. Достойное поведение не только на территории части, но и за ее пределами. Солдат должен понимать, что он ни в коем случае не должен опорочить имя военнослужащего.
  8. Солдат должен анализировать свои поступки и не совершать противоправных действий. Также он обязан удерживать от подобного поведения сослуживцев.

Система поощрений

За отличное несение воинской службы, военнослужащий может быть поощрен командованием

Как уже говорилось выше, соблюдение воинской дисциплины является основой эффективной армии.

Однако построение столь серьезной системы не может быть основано исключительно на долге и обязанностях. Несмотря на то, что патриотизм и гражданская сознательность являются основными стимулами для солдат, устав предполагает определенную поощрительную систему.

Подобное укрепление воинской дисциплины в подразделении предполагает следующие виды поощрения:

  • заслуги солдата зачитываются перед всем личным составом, после чего проводится его публичное поощрение;
  • при значительных достижениях, публичная благодарность солдату может быть выражена посредством СМИ;
  • осуществляется выдача денежной премии;
  • делаются памятные фотографии;
  • об особых заслугах военного сообщается на место его обучения или работы.

Ответственность за нарушение воинской дисциплины

Сущность воинской дисциплины заключается в том, что служащий обязан неукоснительно исполнять свои обязанности. В данном случае определенным стимулом к честному несению службы является не только система поощрений, но и возможные наказания за грубые нарушения устава. Чаще всего речь идет о следующих штрафных санкциях:

  • вынесение выговора в устной или письменной форме;
  • солдат отправляется в наряд вне очереди;
  • лишение права на увольнение в город;
  • помещение на гауптвахту. В зависимости от степени нарушения воинской дисциплины, такое наказание может действовать до 10 суток;
  • арест. Это наиболее серьезная мера наказания, которая применяется в том случае, если речь идет не только о нарушении устава, но и о совершении преступления.

Современные проблемы воинской дисциплины

Воинская дисциплина западных стран, пока что, превосходит страны постсоветского пространства

Поскольку основой дисциплины является патриотизм и гражданская позиция солдат, то государство должно делать все возможное для того, чтобы у военнослужащих возникала гордость за свою профессию. К сожалению, непостоянство обстановки намечается как внутри государства, так и за его пределами. Ввиду неукомплектованности личного состава, престиж воинской службы постепенно снижается, и с каждым годом все меньшее число призывников желает пройти военную подготовку.

Серьезной проблемой для дисциплины является и поведение бойцов, которые употребляют алкоголь, самовольно отлучаются с территории части и совершают прочие нарушения внутренних правил.

Чаще всего подобное связано с тем образом жизни, который призывники вели до зачисления в ряды Российской Армии.

Подобные ситуации требуют существенных доработок и переработок норм военной дисциплины с целью поиска оптимального подхода к призывникам.

Очень важно не навязать устав, а вызвать у солдата понимание его положений и добровольное следование им.

Способы совершенствования воинской дисциплины

На данный момент необходимость совершенствования положений воинской дисциплины является весьма актуальной. Чтобы осуществить укрепление правопорядка и воинской дисциплины, специалисты рекомендуют принятие следующих мер:

  1. Офицерский состав должен проходить непрерывное обучение, целью которого является усовершенствование навыков общения с личным составом.
  2. Служащие должны воспитываться и обучаться в тесной взаимосвязи. В настоящее время подобные обязанности в армии разделяются между представителями высшего руководства, что является неправильным. В идеале ответственность должен брать на себя каждый военнослужащий.
  3. Стимулирование добросовестной работы представителей различных должностей должно предполагать как моральное поощрение, так и материальное вознаграждение. Это же касается и призывников, а не только высших чинов.
  4. Проведение объективной, а главное – своевременной оценки возникших ситуаций, что поможет быстро вносить необходимые коррективы в работу армии.
  5. Проведение профилактических мероприятий для укрепления правопорядка и воинской дисциплины в армии.

Источник: https://voin.guru/armiya/voinskaya-distsiplina/

Воинская дисциплина и пути ее укрепления

Проблемы поддержания и укрепления воинской дисциплины

2. Воинская дисциплина и пути ее укрепления

Укрепление воинской дисциплины— задача, которую коман­дир решает повседневно. Она состоит в обеспечении соблюдения подчиненными уставных норм поведения; организации службы и боевой подготовки личного состава л полном соответствии с тре­бованиями уставов и Других руководящих документов; создании условий, стимулирующих проявление дисциплинированности ка­ждым воином и воинским коллективом.

Внедряя уставные нормы поведения военнослужащих, ко­мандир получает возможность качественно и эффективно ре­шать задачи обучения и воспитания личного состава и успеш­но вести боевые действия в военное время.

Сущность и функции воинской дисциплины

Поддержание и совершенствование воинской дисциплины строится на ряде уставных положений, которые определяют, каким воинской должен быть порядок в воинском подразделении и каким образом он обеспечивается.

В.Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации дисциплина определяется как «строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами коман­диров (начальников)».

Это значит, что отправной точкой как в понимании дисциплины, так и в ее обеспечении являются правила поведения военнослужащих. Дисциплина начинается с правил. Без них дисциплины не бывает. Их необходимость, нерушимость и обязательность выполнения должны быть осознаны каждым воен­нослужащим.

Одновременно благодаря деятельности командиров, специфической обстановкевоинского коллектива происходят при­обретение практического опыта и формирование привычки к по­рядку, который этими правилами определяется. Дисциплина суще­ствует только там, где внедрены четкие правила действий и взаи­моотношений и где они надлежащим образом исполняются.

Пра­вила же фактически отсутствуют; если они четко не определены, если военнослужащие их не знают, неправильно толкуют или иг­норируют, пользуясь бесконтрольностью попустительством.

Воинская дисциплина выполняет в жизни и деятельности под­разделения и каждого воина важные функции. Во-первых, она гарантирует «уважение личности, национального достоинства, социальной и правовой защищенности военнослужащего».

Дис­циплина позволяет воину «быть уверенным в неприкосновенно­сти его личности, уважении его чести».

Она создает в подразде­лении здоровый психологический климат, в котором каждый воин чувствует себя комфортно, может полностью сосредоточиться на повышений боевого мастерства, решении служебных задач.

Во-вторых, дисциплина обеспечивает ( высокую управляемость подразделения и тем самым определяет его боевые возможности. В-третьих, дисциплина дает возможность с наибольшей эффек­тивностью использовать время, оружие, материальные ресурсы и человеческие силы для решения задач в мирное время и в бою.

Работа по укреплению воинской дисциплины

Требуемое состояние воинской дисциплины подразделении достигается усилиями командира, направленными на решение следующих конкретных задач:

формирование у военнослужащих мораль­ных и боевых качеств, необходимых для ус­пешного выполнения задач, стоящих перед Вооруженными Сила­ми, в том числе чувства собственного достоинства, чувства личной ответственности за выполнение своих обязанностей и требований воинских уставов и готовности к беспрекословному выполнению приказов и распоряжений командиров (начальников);

четкая организация боевой подготовки и поддержание в под­разделении уставного внутреннего порядка и распорядка дня;

постоянная забота о подчиненных, создание и совершенство­вание в подразделении материально-бытовых условий, благопри­ятствующих дисциплинированному поведению личного состава.

Решая эти задачи, командир должен быть требовательным к своим подчиненным, контролировать соблюдение ими уставных правил и выполнение полученных распоряжений, применяя в не­обходимых случаях меры убеждения, принуждения и обществен­ного воздействия, справедливо поощряя достойных и взыскивая с нерадивых.

Надежная дисциплина, порядок в подразделении являются ре­зультатом общих усилий каждого военнослужащего в отдельно­сти и коллектива в целом.

Они зависят от командования подраз­деления, а также от подготовленности и ответственности млад­ших командиров, качества несения службы суточным нарядом, работы общественных организаций.

И чем эффективнее деятель­ность всех перечисленных субъектов, чем выше взаимопонима­ние между ними и теснее их взаимодействие, тем крепче в дан­ном подразделении воинская дисциплина и уставной порядок, выше организованность.

Условия поддержания уставного порядка

Командир эффективно справляется с возложенной на него задачей по поддержанию твердого уставного порядка среди подчиненных, если ему удается соблюсти ряд не­обходимых условий.

Одним из важнейших условий является его личная дисципли­нированность. Дисциплина подразделения начинается с дисцип­лины командира, поэтому всякое дисциплинарное мероприятие разумно начинать с себя.

Молодому воину прежде всего необхо­димо сформировать в своем сознании образ дисциплинированно­го солдата, а это трудно сделать, не имея перед собой авторитет­ного, уважаемого человека, который образцово соблюдает зако­ны, уставы, воинские традиции и приказания начальников.

Личная дисциплинированность командира — это своего рода стартовая площадка для эффективного выполнения дисципли­нарных функций.

Командир, допустивший личную недисципли­нированность, утративший в глазах подчиненных авторитет справедливого и требовательного к себе начальника, теряет фактически и дисциплинарную власть над ними.

Внушить мысль «делай то, что говорю, а не то, что делаю» — напрасный труд.

Личная дисциплинированность командира имеет две состав­ляющие. Первая — это безукоризненное соблюдение общих обя­занностей военнослужащих, т. е.

тех дисциплинарных норм, ко­торые в равной степени относятся ко всем — и начальникам, и подчиненным.

Вторая — это дисциплина власти, которая означа­ет, недопущение каких-либо злоупотреблений предоставленной властью, законность и справедливость требований, предъявляе­мых подчиненным.

Если требования начальника произвольны, капризны, свое­корыстны, не согласуются с положениями законов и уставов, они не могут лечь в основу работы по укреплению дисципли­ны, поскольку противоречат ее духу. Предъявляющий подоб­ные требования начальник сам является нарушителем дисцип­лины и может привлекаться к дисциплинарной и даже уголов­ной ответственности.

Другое условие – командирское управленческое искусство: умение распоряжаться, приказывать, ставить задачи.

Принимать разумные и верные решения может тот командир, который хо­рошо изучил военное дело, имеет глубокие теоретические знания и практический опыт решения задач, стоящих перед подразделе­нием и частью.

При этом необходимо твердо знать функциональ­ные обязанности подчиненных и морально-психологические воз­можности своего подразделения. Командирское искусство вклю­чает также умение конкретизировать задачу каждого должност­ного лица подразделения.

Правильная постановка подчиненным задач предполагает умение командира становиться на точку зре­ния исполнителя. Искусство командира немыслимо без умения добиваться неукоснительного и точного выполнения своих при­казаний, приказов вышестоящего командования.

Важным условием в работе по укреплению воинской дисцип­лины является опора на положительное. Необходимо чуткое отно­шение, своевременное и адекватное реагирование на проявления подчиненными высокой дисциплинированности.

Так; например, заслуживают одобрения и поощрения действия рядового воина, направленные на предупреждение проступков со стороны своих сослуживцев. Личный вклад воинов в поддержание и восстановле­ние порядка — это очень ценное проявление дисциплинированно­сти.

На это нацеливают и требования воинских уставов; всем воен­нослужащим предписывается «содействовать командирам (началь­никам) в поддержании порядка и дисциплины» (статья 16 Устава внутренней службы; статья 8 Дисциплинарного устава).

Следует также поощрять самостоятельное изучение и глубо­кое знание уставов, заботливое отношение к своему внешнему виду, содержание в образцовом порядке оружия, техники, иму­щества.

Внимательное отношение командира к подобным фактам позволяет добиться больших результатов в воспитании подчи­ненных.

Также имеет значение активная общественная реакция на индивидуальные проявления дисциплинированности и тем более на факты нарушения уставных норм.

Одним из наиболее сложных направлений в укреплении дис­циплины является борьба с «дедовщиной» во всех ее проявлени­ях. Воинская дисциплина, пока еще не изжита «дедовщина», строится фактически в конкурентной среде.

«Дедовщина»— это тоже своего рода «порядок», который можно” охарактеризовать как «антидисциплина», поскольку там тоже есть свои «правила» и «традиции».

Негативный потенциал этих «правил» и «тради­ций» направлен прежде всего против личного достоинства воен­нослужащих, против войскового товарищества.

Это создает серь­езные проблемы в решении задач, стоящих перед подразделени­ем и частью, так как разрушает воинский коллектив, подрывает сами основы воинской дисциплины. Чем планомернее № глубже работа командиров по наведению твердого уставного порядка, тем меньше шансов у «дедовщины» и других нарушений дисцип­лины на укоренение в воинском коллективе.

Важным дисциплинарным механизмом в коллективе выступают воинские традиции. В них отражается опыт, примеры образцовой дисциплинированности, имевшие место в военной истории.

В по­вседневных условиях люди ведут себя чаще всего так, как это предписано традициями. Однако не все традиции являются нравст­венно здоровыми и полезными для дела дисциплины.

Поэтому не­обходимо поддерживать и развивать положительные традиции и создавать предпосылки отторжения традиций негативных.

… по духовной поддержке военнослужащих и членов их семей, созданию атмосферы уважения к ратному труду защитников Отечества, является структурным элементом воспитания военнослужащих ВС РФ.   2.

ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДУХОВНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕЛИГИИ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Многовековая история нашего государства свидетельствует о наличии устойчивой духовно-религиозной традиции в …

… благодаря грамотной политике руководства страны в отношении СМИ, действия войск объединённой группировки были поддержаны населением, популярность военной организации в стране возросла.

Для решения проблем комплектования Вооруженных Сил РФ важно повышать престиж военной службы, использовать возможности рекламы, как это делается в западных странах.

В нашей стране 25% солдат и сержантов подобной …

… , в том числе и знаменитый клич “…За Волгой для нас земли нет…” к сожалению, теряют свою актуальность. Это большое поле деятельности и размышлений для военных историков.

Но, тем не менее, даже современная жизнь Вооруженных Сил имеет огромную почву для появления, для рождения новых боевых традиций, однако эти традиции не могут существовать в разрыве от традиций прошлых лет. Даже в наше …

… и совершенствуется. – Главной особенностью методов информационно-воспитательной работы является то, что они оказывают воспитательное воздействие в основном посредством словесной информации.

    МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ В ПРАКТИКЕ ИНФОРМАЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. Базовыми методами воздействия, которые можно применя­ть в практике информационно-воспитательной работы, являются убеж­дение и …

Источник: https://www.KazEdu.kz/referat/167537/1

Укрепление воинской дисциплины командирами подразделений

Проблемы поддержания и укрепления воинской дисциплины


Термин «дисциплина» появился в России в марте 1714 года по указу Петра I «О сохранении дисциплины на корабле и подсудности морских и сухопутных военнослужащих».

Существуют различные формы дисциплины: государственная, трудовая, общественная, партийная. Разновидностью государственной дисциплины является воинская дисциплина. Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников).

Она необходима, чтобы регулировать воинский порядок, взаимоотношения между военнослужащими, отношения в подразделениях в целях обеспечения высокой организованности и боевой готовности войск. Воинская дисциплина требует от военнослужащих большой собранности, точности и выдержки, взаимопонимания, оперативности выполнения всех распоряжений.

К основным чертам воинской дисциплины можно отнести:

  1. обязательное соблюдение требований дисциплины для всех категорий военнослужащих независимо от воинского звания, служебного и должностного положения;
  2. единоначалие, то есть высокую значимость неукоснительного соблюдения требований воинской дисциплины;
  3. принятие строгих мер дисциплинарной и уголовной ответственности за нарушение воинского порядка и правил поведения;
  4. четкую последовательность всех сторон жизнедеятельности военнослужащих на службе и вне ее.

Обязательные для выполнения нормы и правила поведения военнослужащих, отношения между военнослужащими, которые формируются в процессе становления коллектива, деятельность органов государственного и военного управления, различных категорий военнослужащих по поддержанию на должном уровне воинской дисциплины все это неотъемлемые составляющие дисциплины.

Прежде всего, необходимо для формирования дисциплины изучать и знать индивидуально-личностные качества военнослужащих. К ним можно отнести морально-психологическое состояние, мировоззрение, интересы, семейное положение, духовное развитие, личная дисциплинированность, организаторские способности.

Кроме того, социально-психологическими факторами дисциплины являются разнообразные взаимодействия между военнослужащими в целях достижения порядка и организованности, в том числе взаимные требования, согласованные совместные действия, коллективные убеждения и внушения, взаимный контроль, воздействие личным примером.

Существуют принципы по укреплению и поддержанию воинской дисциплины.

1) Индивидуальный подход к каждому военнослужащему;

2) Заострение внимания на положительных моментах в деятельности военнослужащего;

3) Несение ответственности за нарушение требований дисциплины;

4) объективность при оценке воинской дисциплины в подразделении;

5) Постоянное стимулирование дисциплинарного поведения и стремление к самодисциплине.

Командир подразделения является организатором всей работы по укреплению воинской дисциплины и должен лично изучать ее состояние, выявлять причины нарушений, оценивать работу подчиненных командиров по укреплению воинской дисциплины, также определять цели, основные направления, пути и способы достижения высокого уровня дисциплины подразделения.

Отметим основные составляющие анализа воинской дисциплины:

  1. Изучение поведения военнослужащих в различных видах учебно-боевой деятельности, службы и в свободное время;
  2. Выявление причин, из-за которых возникают нарушения воинской дисциплины;
  3. Определение эффективности работы командиров, воинских коллективов;
  4. Определение путей укрепления воинской дисциплины.

Для успешного достижения всего перечисленного необходимо охватывать все сферы воинской деятельности, а именно, боевую подготовку, быт и досуг личного состава, внутреннюю, повседневную и караульную службу.

Для укрепления воинской дисциплины применяют следующую методику:

– периодически обсуждать вопросы и проблемы работы на совещаниях, собраниях и сборах.

– знать и руководствоваться документами;

– включить в воспитательную работу всю категорию руководителей и руководить этой деятельностью;

– необходимо своевременно определить цель и постановить задачу в области укрепления воинской дисциплины;

– проводить мероприятия по обеспечению теоретической и методической подготовкой всех категорий командиров.

Обмен опытом, его обобщение и распространение является одной из важных составляющих укрпеления воинской дисциплины, так как основные направления, формы и методы работы должностных лиц части являются залогом в воспитании у военнослужащих самодисциплины и коллективизации.

Рассмотрим основные формы воспитательной работы по укреплению воинской дисциплины командирами подразделения:

  1. Проведение совещаний с анализом воинской дисциплины;
  2. Распространение опыта;
  3. Индивидуально-воспитательная работа;
  4. Тематические вечера, лектории;
  5. Подведение итогов и вечера вопросов и ответов;
  6. Информирование личного состава;
  7. Инструктажи подразделения по вопросам воинской дисциплины.

Систематический анализ состояния воинской дисциплины — важнейшая обязанность командиров и является одним из основных условий поддержания в части высокой организованности и уставного порядка.

Общие требования и основные направления, формы и методы работы должностных лиц части по поддержанию и укреплению правопорядка и воинской дисциплины имеют свои специфические задачи, которые накладывают характерные особенности на повседневную деятельность военнослужащих.

Исходя из этого, при решении проблем укрепления воинской дисциплины в конкретной части необходимо учитывать ее специфику.

Таким образом, закономерности и принципы воинской дисциплины определяют основные направления деятельности офицерских кадров и позволяют им на этой основе совершенствовать систему поддержания дисциплины, содержание, формы и методы воспитательных воздействий, создавать условия, способствующие организованности личного состава.

Каждое должностное лицо в части выполняет свои обязанности по укреплению дисциплины. Рассмотрим это на пример командира полка.

Командир полка ежемесячно должен анализировать состояние воинской дисциплины и подводить итоги работы по её укреплению, проводить занятия с командирами подразделений по поддержанию уставного порядка, а также занятия в системе командирской подготовки по вопросам воспитания, военной психологии и педагогики.

Проведение вечеров вопросов и ответов в одном из подразделений поможет лучше узнать все проблемные места в укреплении дисциплины между военнослужащими, а также узнать полноту удовлетворения военнослужащими нормами довольствия.

Ежедневно должен оценивать состояние воинской дисциплины и ставить задачи заместителям, начальникам служб и командирам подразделений по её укреплению, заслушивать доклады должностных лиц о работе по предупреждению происшествий, преступлений и грубых дисциплинарных проступков, также обязан индивидуально работать с различными категориями военнослужащих.

Укрепление воинской дисциплины проходит благодаря четкой психологической работе. Рассмотрим данный термин подробнее.

Психологическая работа — это комплекс согласованных и целенаправленных мероприятий, который осуществляется с использованием достижений психологической науки в интересах жизнедеятельности войск, поддерживает психологическую устойчивость личного состава и сохранению психического здоровья военнослужащих.

К основным задачам психологической работы можно отнести:

  1. Проведение мероприятий данной работы по обеспечению боевой и мобилизационной готовности, боевых, учебных и специальных задач, боевого дежурства, караульной и внутренней служб.
  2. Создание надежного и крепкого морально-психологического климата в коллективах.
  3. Изучение индивидуально-психологических особенностей военнослужащих, социально-психологических отношений в воинских коллективах и осуществление прогнозирования развития.
  4. Осуществление психологической помощи и психологического просвещения военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала.
  5. Выработка рекомендаций по рациональному распределению военнослужащих по должностям и выполняемым задачам.
  6. Психологический анализ служебно-боевой деятельности, учебно-воспитательного процесса и выработка мер по повышению их эффективности;

Существует ряд методов, с помощью которых командир подразделения изучает психологические особенности своего воинского коллектива. К ним относятся: наблюдение, опрос, анализ результатов групповой деятельности.

Метод наблюдения помогает командиру получить наиболее объективную информацию при укреплении дисциплины в своем подразделении.

При этом он систематически изучает групповую деятельность военнослужащих в целях выявления и анализа фактов, характеризующих воинский коллектив такие как: формы и содержание межличностных взаимоотношений; формирование коллективных норм поведения, отношений, мнений и настроений; каналы распространения информации; наличие традиций и ритуалов.

Опрос позволяет получить информацию о воинском коллективе от военнослужащих путем постановки перед ними вопросов, ответы на которые в дальнейшем будут анализированы и выведены проблемные места в укреплении дисциплины.

Анализ результатов групповой деятельности дает возможность командиру характеризовать воинский коллектив, а также происходящие в нем изменения по результатам в различные периоды жизнедеятельности. Например, несение службы суточным нарядом, культурные выходы, спортивно-массовая работа.

Существуют основные психологические приемы, которые применяются для повышения эффективности управленческой деятельности и укрепления воинской дисциплины командирами подразделения.

Механизм их воздействия заключается в создании у военнослужащего, в ходе общения на подсознательном уровне положительного эмоционального отношения к начальнику.

Командиру при общении с подчиненными рекомендуется использовать следующие психологические приемы: «имя собственное», «зеркало отношения», «золотые слова», «терпеливый слушатель», «личная жизнь».

«Имя собственное». Сущностью приема является произношение вслух имени подчиненного при обращении к нему. Звук собственного имени вызывает у человека осознаваемое чувство приятного. Когда командир произносит имя подчиненного, то это говорит о внимательном отношении к личности, что вызывает чувство удовлетворения. Это главное правило при общении с подчиненными.

«Зеркало отношений». При общении командира и подчиненного, подчиненный всегда оценивает выражение лица начальника, соответственно при общении с подчиненным необходимо иметь доброе и приятное выражение лица, для лучшего контакта с собеседником.

«Золотые слова». В основе действия этого приема лежит психологический прием внушения, то есть акцентировать внимание на успехи, достоинства и достижения.

«Терпеливый слушатель». Умеющий слушать командир обладает мощным средством влияния на подчиненных, так как любому человеку будет по душе, когда ему есть кому выговориться о своих проблемах или попросить помощи.

Для этого необходимо развивать определенные навыки общения:

  1. Не делать поспешные оценки и суждения собеседника, а точно оценивать позицию;
  2. Смотреть в глаза собеседника, наблюдать за выражением его лица, жестикуляцией, движениями, которые выражают отношения и чувства;
  3. Уметь направлять свое внимание на собеседника, поддерживать в себе интерес к тому, что он говорит, не отвлекаться;
  4. Стремиться развивать и расширять сказанную мысль военнослужащего, а не искать ошибки.
  5. Повторять сказанное, если потребуется и уточнять недопонятые мысли;
  6. Стремиться понять логику собеседника;
  7. Не перебивать, пока твой подчиненный не высказался.

Для повышения воинской дисциплины необходимо проводить культурно-досуговые мероприятия: конкурс художественной самодеятельности, смотр песни и строя, культпоходы, экскурсии, посещение спортивных матчей и так далее. Коллективное посещение культурных заведений выполняют следующие задачи:

  1. Знакомство с историческими местами, местами боев, подлинными вещами, документами, музейными экспонатами, связанными с жизнедеятельностью известных исторических личностей;
  2. Ознакомление личного состава с организацией и технологией современного производства, внедрения в него новейших достижений науки и техники;
  3. Морально-психологическую разгрузку личного состава
  4. Создания чувства одного коллектива, взаимовыручки и взаимопонимания.
  5. Осмотр личным составом архитектурных ансамблей, дворцов, исторических памятников.

В завершении своей работы хочется сказать, что укрепление воинской дисциплины — это очень тяжелый труд командиров, так как именно они принимают активное участие в данном процессе.

Планируют и организуют повседневную деятельность, участвуют в формировании воинского коллектива, проводят различного рода беседы и информирования с личным составом, чтобы внушить каждому военнослужащему чувства долга, верности к Родине и патриотизма.

Стоит отметить, что воинская дисциплина также зависит от личной ответственности каждого военнослужащего, осознании им той важной задачи, которая на него возложена — Защита Родины!

Литература:

  1. Общевоинские устав Вооруженных сил Российской Федерации.-Ростов н/Д: Феникс, 2014.
  2. Управление подразделениями в мирное время: учебник. — М.: Голден Би, 2007.

Основные термины(генерируются автоматически): воинская дисциплина, личной состав, воинский коллектив, военнослужащий, командир подразделения, укрепление дисциплины, задача, укрепление, воинский порядок, воспитательная работа.

Источник: https://moluch.ru/archive/178/46235/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.