Порядок создания субъектов предпринимательского права

Порядок и основные этапы создания субъектов предпринимательского права РФ. Способы их создания

Порядок создания субъектов предпринимательского права

Под созданием субъектов ПП понимаются совершение юридически значимых действий и принятие соответствующих актов, направленных на придание лицу правового статуса субъекта ПП.

Способы создания субъектов предпринимательского права:

– учредительно-распорядительный способ (при создании унитарных предприятий по решению Правительства РФ, соответствующего органа субъектов РФ);

– учредительный способ (применяется при создании коммерческих организаций с одним участником, а также при легитимации индивидуальной предпринимательской деятельности);

– договорно-учредительный (при создании коммерческой организации с числом учредителей более одного);

– дозволительно-учредительный способ (необходимо разрешение соответствующего государственного органа).

Этапы создания субъектов ПП:

1)определение состава учредителей (хозяйственное общество может быть создано одним лицом, учредителем хозяйственного общества не может быть другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица; число акционеров ЗАО не должно превышать пятидесяти. В противном случае указанное общество в течение одного года должно преобразоваться в открытое, иначе оно подлежит ликвидации в судебном порядке. Число акционеров открытого общества не ограничено; число членов кооператива не может быть менее пяти);

2)выбор организационно-правовой формы (в законодательных актах устанавливаются запреты или ограничения на использование тех или иных коммерческих организаций для осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности; требования о ведении отдельных видов деятельности организациями, созданными в определенных организационно-правовых формах);

3)учредительные документы (в зависимости от выбранной организационно-правовой формы коммерческой организации, ее учредительными документами являются устав (унитарные предприятия, кооперативы, акционерные общества), либо учредительный договор и устав (общества с ограниченной и дополнительной ответственностью), либо только учредительный договор (товарищества));

4)наименование коммерческой организации (фирменное наименование определяется в учредительных документах организации и включается в единый государственный реестр юр.

лиц при государственной регистрации юр. лица, оно должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юр.

лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности);

5)место нахождения организации (в учредительных документах коммерческой организации должно быть указано место ее нахождения; место нахождения юр.

лица определяется местом его государственной регистрации; государственная регистрация юр.

лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового – иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности);

6)формирование уставного (складочного) капитала, уставного (паевого) фонда (уставный капитал представляет собой зарегистрированную в учредительных документах совокупность вкладов учредителей организации – АО, ООО; в хозяйственных товариществах формируется складочный капитал; в производственных кооперативах формируется паевой фонд,который образуется за счет паевых взносов; при создании государственных и муниципальных предприятий на праве хозяйственного ведения формируется уставный фонд);

7)государственная регистрация юр. лиц и ИП( это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации, ликвидации юр. лиц, приобретении физическими лицами статуса ИП, прекращении физическими лицами деятельности в качестве ИП, иных сведений о юр. лицах и об ИП);

8)изготовление печати (эскиз печати должен быть разработан исполнительным органом юр. лица, ИП на бланке установленной формы; требования к печати организаций различных видов определяются специальным законодательством);

9)регистрация в органах статистики (при идентификации юр. лица используются коды, присваиваемые ему при регистрации Федеральной службой государственной статистики);

10)постановка на учет в налоговом органе (постановка организации или физического лица на учет подтверждается документом установленной формы; каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов и на всей территории РФ идентификационный номер налогоплательщика; сведенияоб организациях и физических лицах, поставленных на учет включаются в Единый государственный реестр налогоплательщиков);

11)открытие расчетного счета в банке с внесением на него установленной части капитала;

12)постановка на учет в государственных социальных фондах (Пенсионном фонде, Фонде государственного социального страхования, фондах обязательного медицинского страхования).

Источник: https://studopedia.ru/3_86721_poryadok-i-osnovnie-etapi-sozdaniya-sub-ektov-predprinimatelskogo-prava-rf-sposobi-ih-sozdaniya.html

Тема 3. Создание и прекращение субъектов предпринимательского права

Порядок создания субъектов предпринимательского права

Тема 3. Создание и прекращение субъектов предпринимательского права

1. Создание субъектов предпринимательского права: учреждение

Создание субъекта предпринимательского правапредставляет собой процесс совершения юридически значимых действий и принятия соответствующих актов, направленных на придание лицу статуса субъекта предпринимательского права.

Традиционно выделяют четыреспособа создания субъектов предпринимательского права.

1. Учредительно-распорядительный способ предусматривает, что основанием для учреждения юридического лица является распоряжение соответствующего государственного или муниципального органа (решения Правительства РФ, органов субъектов РФ и местного самоуправления).

Данный способ применяется при создании государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Функции собственника по созданию таких предприятий возложены на соответствующие федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы субъектов РФ и соответствующие органы местного самоуправления.

2. Учредительный способ применяется при создании коммерческих организаций с одним участником (например, хозяйственных обществ), а также при легитимации индивидуальной предпринимательской деятельности.

3.

Договорно-учредительный способ используется при создании коммерческих организаций с числом учредителей более одного (хозяйственных товариществ, хозяйственных обществ, производственного кооператива).

4. Дозволительно-учредительный способ предусматривает необходимость получения разрешения государственного органа на создание коммерческой организации (например, на основании ст. 17 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» в некоторых случаях необходимо получить разрешение антимонопольного органа).

Правовые основы государственной регистрации юридических лиц

Отношения, связанные с государственной регистрацией юридических лиц урегулированы ГК РФ, Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», нормами специального законодательства (об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о производственном кооперативе и др.).

Государственная регистрация – заключительный этап создания коммерческой организации. Она имеет правоустанавливающее значение.

https://www.youtube.com/watch?v=Dj0h4WT7AS8

Под государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с законодательством (ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Целями государственной регистрации субъектов предпринимательства являются:

осуществление государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности;

проведение налогообложения;

получение государственных сведений статистического учета для осуществления мер государственного регулирования экономики;

предоставление всем участникам гражданского оборота, государственным органам, органам местного самоуправления информации о субъектах предпринимательской деятельности и т. д.

Процедура государственной регистрации юридических лиц включает в себя перечисленные ниже этапы.

1. Представление документов в регистрирующий орган. В качестве регистрирующего органа Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 № 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» определены налоговые органы РФ.

Для регистрации создаваемой организации необходимо представить следующие документы:

1) заявление о государственной регистрации с подтверждением соответствия учредительных документов требованиям законодательства, достоверности сведений, соблюдения порядка учреждения юридического лица, оплаты уставного (складочного) капитала, уставного (паевого) фонда. Подпись заявителя должна быть нотариально удостоверена;

2) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;

3) учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);

4) выписка из реестра иностранных юридических лиц ответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя;

5) документ об уплате государственной пошлины.

Регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме установленных законом. Документы представляются уполномоченным лицом непосредственно или почтовым отправлением.

Датой представления документов является день их получения регистрирующим органом. В этот же день заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом.

2. Проведение правовой экспертизы документов осуществляет регистрирующий орган в целях установления соответствия документов требований законодательства как по форме, так и по содержанию.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

По итогам экспертизы государственный служащий ФНС РФ составляет заключение о соответствии (несоответствии) документов установленным требованиям.

3.

Принятие решения о государственной регистрации юридического лица является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр, которое осуществляется путем присвоения организации очередного номера в журнале регистрации поступающих документов, проставления специальной надписи (штампа) с наименованием регистрирующего органа, номером и датой на первой странице учредительных документов, скрепляемой подписью должностного лица, ответственного за регистрацию.

4. Выдача заявителю документа (регистрационного свидетельства), подтверждающего факт внесения записи в государственный реестр осуществляется в срок не позднее одного дня с момента государственной регистрации юридического лица.

https://www.youtube.com/watch?v=iylD705qe5E

В соответствии со ст. 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» отказ в государственной регистрации допускается в случае:

а) непредставления необходимых для государственной регистрации документов;

б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

в) в иных случаях, указанных в законе (п. 2 ст. 20 или п. 4 ст. 22.1 Федерального закона № 129-ФЗ).

Отказ в государственной регистрации юридического лица по мотивам нецелесообразности не допускается.

Решение об отказе в государственной регистрации должно быть принято не позднее срока, установленного для государственной регистрации (5 рабочих дней) и должно содержать основания отказа.

Решение об отказе в государственной регистрации направляется лицу, указанному в заявлении о государственной регистрации, с уведомлением о вручении такого решения и может быть обжаловано в судебном порядке.

Банкротство субъектов предпринимательской деятельности

Тема 3. Создание и прекращение субъектов предпринимательского права

1. Создание субъектов предпринимательского права: учреждение

Создание субъекта предпринимательского правапредставляет собой процесс совершения юридически значимых действий и принятия соответствующих актов, направленных на придание лицу статуса субъекта предпринимательского права.

Традиционно выделяют четыреспособа создания субъектов предпринимательского права.

1. Учредительно-распорядительный способ предусматривает, что основанием для учреждения юридического лица является распоряжение соответствующего государственного или муниципального органа (решения Правительства РФ, органов субъектов РФ и местного самоуправления).

Данный способ применяется при создании государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Функции собственника по созданию таких предприятий возложены на соответствующие федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы субъектов РФ и соответствующие органы местного самоуправления.

2. Учредительный способ применяется при создании коммерческих организаций с одним участником (например, хозяйственных обществ), а также при легитимации индивидуальной предпринимательской деятельности.

3.

Договорно-учредительный способ используется при создании коммерческих организаций с числом учредителей более одного (хозяйственных товариществ, хозяйственных обществ, производственного кооператива).

4. Дозволительно-учредительный способ предусматривает необходимость получения разрешения государственного органа на создание коммерческой организации (например, на основании ст. 17 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» в некоторых случаях необходимо получить разрешение антимонопольного органа).

Источник: https://infopedia.su/3x95ca.html

Предпринимательское право России

Порядок создания субъектов предпринимательского права

Создание субъектов предпринимательства представляет собой процесс, состоящий из ряда стадий, на каждой из которых совершаются действия как правового характера, так и фактические. В литературе процесс создания юридического лица называют юридическим составом, системой взаимосвязанных организационных отношений.

На первой стадии формируется состав учредителей, предварительно согласовываются организационно-правовая форма организации, структура ее органов, состав и стоимость вносимого в уставный капитал имущества, а также распределение долей между учредителями, разрабатывается проект учредительных документов. При формировании состава участников необходимо учитывать установленные законодательством ограничения по составу участников и их количеству.

Так, число учредителей обществ с ограниченной ответственностью и закрытых акционерных обществ не должно превышать 50 (п. 3 ст. 7 Закона об АО, п. 3 ст.

7 Закона об ООО), причем государственные органы и органы местного самоуправления не могут выступать учредителями хозяйственных обществ, за исключением предусмотренных законом случаев (п. 4 ст. 66 ГК, аналогичная норма имеется в вышеуказанных законах).

Число членов производственного кооператива не может быть менее пяти (ст. 4 Закона о производственных кооперативах).

Учредителем унитарного предприятия может быть только одно соответствующее публично-правовое образование. Существуют и некоторые другие ограничения, которые необходимо учитывать. Например, в соответствии с п. 2 ст. 88 и п. 6 ст. 98 ГК учредителем хозяйственного общества не может быть другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

https://www.youtube.com/watch?v=iylD705qe5E

В отношении вопроса о вносимом в уставный капитал имуществе учредителям следует определиться с составом имущества, оценкой вкладов, размером уставного капитала, со сроками внесения имущества. Подробнее вопрос о формировании уставного капитала рассмотрен в соответствующих параграфах главы 3 настоящего учебника.

Как правило, на первой стадии создания юридического лица кем-либо из учредителей разрабатывается проект учредительных документов для последующего официального утверждения на учредительном собрании.

Состав учредительных документов зависит от организационно-правовой формы: для общества с ограниченной ответственностью учредительными документами являются устав и учредительный договор; для унитарного предприятия, акционерного общества и производственного кооператива — устав; товарищества действуют на основании учредительного договора. Перечень учредительных документов, предусмотренных в Гражданском кодексе РФ и федеральных законах, носит исчерпывающий характер.

Требования, предъявляемые учредительных документов, определены Гражданским кодексом и законами об отдельных видах юридических лиц.

В уставах любых коммерческих организаций независимо от организационно-правовой формы должны содержаться сведения о фирменном наименовании, месте нахождения организации, структуре и компетенции органов управления, а также порядке принятия ими решений,

В уставе общества с ограниченной ответственностью дополнительно должны содержаться сведения о величине уставного капитала, размере и номинальной стоимости доли каждого участника, их правах и обязанностях, порядке выхода из общества, перехода доли участника к другому лицу и некоторые другие (п. 2 ст. 12 Закона об ООО).

Устав акционерного общества должен содержать сведения о типе общества (открытое или закрытое), количестве, номинальной стоимости, категории (обыкновенные, привилегированные) акций, правах акционеров-владельцев акций каждой категории и некоторые другие сведения.

В уставе унитарного предприятия должны быть определены цели, предмет, виды его деятельности, поскольку из всех видов коммерческих организаций унитарные предприятия единственные, имеющие специальную (целевую) правоспособность.

Кроме того, устав унитарного предприятия должен содержать сведения об органе, осуществляющем полномочия собственника имущества предприятия, размере уставного фонда унитарного предприятия, порядке, источниках его формирования, а также о направлениях использования прибыли (п.

3 ст. 9 Закона об унитарных предприятиях).

В уставе производственного кооператива необходимо предусмотреть положения, касающиеся характера и порядка трудового и иного участия членов кооператива в его деятельности, размера и условий субсидиарной ответственности членов кооператива по его долгам, оснований и порядка исключения и выхода из кооператива (ст. 5 Закона о производственных кооперативах).

В тех случаях, когда учредительным документом юридического лица является учредительный договор, законодательство определяет требования к его содержанию — п. 1 ст. 12 Закона об ООО, ст. 70, 83 ГК.

Одной из задач первого, подготовительного этапа создания субъекта предпринимательства является выбор его фирменного наименования и определение места нахождения. К сожалению, в Российской Федерации отсутствуют правила, устанавливающие поиск избираемого учредителями фирменного наименования на новизну.

В соответствии со ст. 51 ГК и нормами Закона о регистрации юридических лиц фирменное наименование включается в единый реестр юридических лиц, являющийся федеральным информационным ресурсом, что, однако, не исключает существования огромного числа юридических лиц, имеющих одинаковые фирменные наименования.

Ранее, когда регистрация осуществлялась не налоговыми органами, как сейчас, а органами местного самоуправления, последние зачастую устанавливали свои собственные критерии определения оригинальности, новизны фирменных наименований. Вероятно, данная ситуация будет разрешена в готовящемся проекте закона о фирменных наименованиях, принятие которого предусмотрено ст. 54 ГК.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что в течение последних нескольких лет арбитражными судами сформирована определенная практика, позволяющая запрещать использование фирменного наименования, идентичного или схожего до степени смешения с ранее зарегистрированным другой организацией, осуществляющей деятельность на той же территории или в той же сфере предпринимательства.

Соответственно при избрании того или иного фирменного наименования следует произвести анализ рынка и убедиться в отсутствии субъекта предпринимательства с идентичным (схожим до степени смешения) фирменным наименованием. Требования фирменного наименования установлены Гражданским кодексом и в большей степени законами об отдельных видах юридических лиц.

Так, ст.

54 ГК предусматривает обязательность указания в фирменном наименовании на организационно-правовую форму организации, причем в отдельных случаях, установленных специальными законами, с использованием строго определенных терминов — «с ограниченной ответственностью» для обществ с ограниченной ответственностью», «муниципальное предприятие» — для унитарных предприятий, находящихся в собственности муниципального образования, и т. д.

В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, которая осуществляется, в свою очередь, по месту нахождения его исполнительного органа.

По месту нахождения субъекта предпринимательства с ним осуществляется связь; кроме того, в отдельных случаях место исполнения гражданско-правового обязательства определяется местом нахождения организации (ст.

316 ГК).

На второй стадии создания субъекта предпринимательства проводится учредительное собрание, на повестку которого выносятся следующие вопросы: создание организации; утверждение устава и (или) заключение учредительного договора либо договора о создании; избрание единоличного исполнительного органа, членов коллегиальных органов создаваемого юридического лица; определение лица, которому будет поручено осуществлять действия по государственной регистрации субъекта предпринимательства.

На собрании учредителей ведется протокол. Учредительное собрание не проводится, если у создаваемой организации всего один учредитель.

Источник: https://isfic.info/kommers/pred33.htm

Порядок и основные этапы создания субъектов предпринимательской деятельности

Порядок создания субъектов предпринимательского права

Под созданием субъектов предпринимательского права понимается совершение юридически значимых действий и принятие соответствующих актов, направленных на придание правового статуса лицам, желающим осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность, организациям и договорным образованиям.

Для индивидуального предпринимателя основными этапами в достижении приобретения необходимого статуса будут являться принятие соответствующего решения и государственная регистрация.

Этапами создания юридического лица – субъекта предпринимательской деятельности будут являться: выбор организационно-правовой формы, выработка и утверждение учредительных документов и, наконец, государственная регистрация.

Выбор организационно-правовой формы будущего юридического лица является крайне ответственным шагом. В этой связи остановимся на ключевых признаках каждой из организационно-правовых форм коммерческих юридических лиц.

1. Полное товарищество – это товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними учредительным договором занимаются предпринима­тельской деятельностью от имени товарищества и солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам всем принадлежащим им имуществом.

Конструкция полного товарищества в практике российского бизнеса почти не встречается. Она непопулярна среди коммерсантов, т.к. не устанавливает пределов их ответственности по долгам товарищества.

2.

Коммандитное товарищество (товарищество на вере) – товарищество, в котором наряду с полными товарищами – участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринима­тельскую деятельность, и при недостаточности имущества товарищества, солидарно отвечающими по его обязательствам всем своим имуществом, имеется один или несколько участников (вкладчиков, или коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

По тем же причинам, что и полные товарищества, товарищества на вере не получили широкого распространения в России, хотя эта форма вполне могла бы использоваться при создании совместных предприятий с иностранным участием.

3. Общество с ограниченной ответственностью – учрежденное одним или несколькими лицами коммерческое юридическое лицо, уставный капитал которого разделен на доли. Их размеры определены в учредительных документах.

Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

В то же время количество участников на общем собрании определяется по принципу “один участник – один голос”, если иное не было установлено учредительными документами.

По сравнению с товариществами общество с ограниченной ответственностью имеет целый ряд преимуществ.

Во-первых, в его деятельности могут участвовать от одного до пятидесяти физических или юридических лиц, причем как коммерческих, так и некоммерческих.

С разрешения собственника членами ООО могут быть даже государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения.

Вместе с тем государственные органы и органы местного самоуправления могут принимать участие в деятельности общества лишь в случаях, предусмотренных законом, а общество, состоящее из одного участника, вообще не вправе создавать другое хозяйственное общество.

Во-вторых, конструкция ООО весьма привлекательна для предпринимателей как раз отсутствием ответственности участников по долгам общества.

В-третьих, она удобна тем, что обществу с ограниченной ответственностью хотя и запрещено выпускать акции, но разрешено выпускать облигации для привлечения дополнительных средств.

4. Общество с дополнительной ответственностью. Их участники солидарно несут субсидиар­ную ответственность по обязательствам общества своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами самого общества.

5. Акционерное общество – общество, уставный капитал которого разделен на равные доли, каждая из которых представлена ценной бумагой – акцией.

Размер прав акционера (дивиденды, количество на общем собрании и величина ликвидационной квоты) определяется строго пропорционально числу акций. Одна обыкновенная именная акция дает право одного голоса. По общему правилу привилегированные акции не дают права голоса, но размер дивиденда по ним фиксированный и обычно он больше, чем по обыкновенным акциям.

Акционерное общество может быть открытым или закрытым. В открытом акционерном обществе (ОАО) допускается открытая подписка на акции и свободная продажа их любым третьим лицам.

В закрытом акционерном обществе (ЗАО) акции не могут продаваться третьим лицам без согласия остальных акционеров.

Число акционеров ЗАО не должно превышать 50, в противном случае оно преобразуется в ОАО либо подлежит ликвидации в судебном порядке.

В отличие от товариществ, обществ с ограниченной ответственностью и закрытых акционерных обществ, уставный капитал которых не может быть меньше величины, равной 100 минимальным размерам оплаты труда, уставный капитал открытого акционерного общества должен быть не менее 1000-кратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату регистрации ОАО.

6. Производственный кооператив – это коммерческое юридическое лицо, созданное не менее чем пятью юридическими или физическими лицами путем добровольного объединения своего имущества и усилий для совместной производственной деятельности с целью извлечения прибыли и распределения ее между членами кооператива.

В отличие от участников обществ и товариществ, члены кооператива обязаны не только внести паевой взнос, но и принимать личное трудовое участие в его деятельности (работать в кооперативе).

Обычно недостатком кооперативной формы считают то, что члены кооператива несут субсидиарную ответственность по его долгам.

7. Государственные и муниципальные унитарные предприятия, особенность которых состоит в их специальной правоспособности. Они не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности.

Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности.

Законодательством установлены виды деятельности, которые могут осуществлять только и исключительно государственные предприятия (производство оружия, наркотических веществ, переработка драгоценных металлов).

Таким образом, каждая из названных организационно-правовых форм коммерческой деятельности имеет свои достоинства и недостатки. Мы отметили некоторые моменты, на которые следует обратить внимание при выборе наиболее оптимальной конструкции.

Источник: https://3ys.ru/vvedenie-v-predprinimatelskoe-pravo-sub-ekty-predprinimatelskoj-deyatelnosti/poryadok-i-osnovnye-etapy-sozdaniya-sub-ektov-predprinimatelskoj-deyatelnosti.html

19 Способы и порядок создания субъектов предпринимательского права

Порядок создания субъектов предпринимательского права

Созданиесубъектапредпринимательского права представляетсобой процесс совершения юридическизначимых действий и принятия соответствующихактов, направленных на придание лицустатуса субъекта предпринимательскогоправа.

Взависимости от того, по чьей воле и какимобразом, создаются субъекты ПП принятовыделять:

учредительно-распорядительныйспособ —используется для создания государственныхи муниципальных унитарных предприятий,которые создаются на основании решенияоб их учреждении, принятого ПравительствомРФ, федеральным органом исполнительнойвласти, уполномоченным органомгосударственной власти субъекта РФ илиорганом МСУ в соответствии с актами,определяющими компетенцию таких органов;

учредительный,договорно-учредительный способ —применяется при создании коммерческихорганизаций одним участником, а такжепри приобретении статуса ИП;

договорно-учредительныйспособ — используется при созданиикоммерческих организаций с несколькимиучастниками.

дозволительно-учредительныйспособ —предполагает согласование созданиясубъекта предпринимательского правас государственным органом (ЦентральнымБанком РФ, Федеральной антимонопольнойслужбой и другими).

Созданиеюридического лица начинается с выбораучредителями его организационно-правовойформы, разработки учредительныхдокументов, являющихся правовой основойдеятельности организации наряду снормами действующего законодательства.

Состав учредительных документов дляразных видов юридических лиц различен:общества с ограниченной или дополнительнойответственностью действуют на основеучредительного договора и устава.Правовой базой деятельности хозяйственныхтовариществ является учредительныйдоговор. Для остальных коммерческихорганизаций в качестве единственногоучредительного документа предусмотренустав.

Учредительный договор юридическоголица заключается, а устав утверждаетсяего учредителями. Юридическое лицо,созданное одним учредителем, действуетна основании утвержденного им устава.

Напервом этапе помимо разработки проектовучредительных документов происходиткомплектование состава учредителейорганизации, определение размерауставного (складочного) капитала (фонда)организации, в необходимых случаях —денежная оценка вкладов учредителей ввиде материальных ценностей, передачиимущественных прав и права пользованияинтеллектуальной собственностью.

Принятие решения о создании организации,утверждение или подписание учредительныхдокументов, избрание руководящегосостава и принятие решений по другимнеобходимым вопросам происходит, какправило, на учредительном собрании.Протокол учредительного собранияявляется документом, закрепляющим этидействия.

В случае, когда учредителеморганизации является одно лицо,соответствующие вопросы оформляютсярешением учредителя.

Наданном этапе также должно начатьсяформирование уставного капитала обществас ограниченной ответственностью, паевогофонда производственного кооператива,может быть сформирован складочныйкапитал товарищества.

Так, учредителиобщества с ограниченной ответственностьюобязаны оплатить не менее 50% уставногокапитала на момент государственнойрегистрации общества.

Оплата уставногокапитала акционерного общества иуставного фонда государственных имуниципальных унитарных предприятийпроизводится после их государственнойрегистрации.

Основныеэтапы создания субъектов ПрД:

1)Учредители коммерческой организации(хозяйственное общество может бытьсоздано 1 лицом; учредителем хозяйственногообщества не может быть другое хозяйственноеобщество, состоящее из 1 лица; числоакционеров ЗАО не должно превышать 50(иначе — преобразование в ОАО илиликвидация); полными товарищами в полныхтовариществах и товариществах на веремогут быть ИП и коммерческие организации,участниками хозяйственных товариществи вкладчиками в товариществах на вере— граждане и ю/л).

2)Организационно-правовая форма (учредителимогут создать коммерческую организациюв любой организационно-правовой форме,кроме случаев, установленныхзаконодательством (в законодательныхактах устанавливаются запреты илиограничения; требования о веденииотдельных видов деятельности организациями,созданными в определенныхорганизационно-правовых формах).

3)Учредительные документы (в зависимостиот выбранной организационно-правовойформы учредительными документами могутбыть — устав ((унитарные предприятия,кооперативы, АО); учредительный договори устав (ООО и ОДО); учредительный договор(товарищества)).

Учредительныйдоговор (обязательство создания ю/л,определение порядка совместнойдеятельности по его созданию, условияпередачи ему своего имущества, порядокраспределения прибыли и убытков, порядокуправления деятельностью, выходучастников из его состава).

Устав— устанавливает правовой статусорганизации — определяютсяорганизационно-правовая форма коммерческойорганизации, ее наименование, местонахождения, размер уставного капитала,ответственность участников за нарушениеобязанностей по оплате уставногокапитала, состав и компетенция органовуправления, порядок принятия ими решений;определяются цели и предмет деятельности).

4)Наименование коммерческой организации(должно содержать указание на егоорганизационно-правовую форму; указаниена характер деятельности должноприсутствовать только в наименованияхунитарных предприятий, а также в иныхслучаях, предусмотренных законом; особыйпорядок для включения слов «Россия»,«РФ» и образованных на их основе слови словосочетаний) (право на фирменноенаименование приравнено по правовомурежиму к объектам интеллектуальнойсобственности).

5)Место нахождения организации (местонахождения ю/л определяется местом егогосударственной регистрации, котораяосуществляется по месту нахождения егопостоянно действующего исполнительногооргана).

6)Формирование уставного (складочного)капитала, уставного (паевого) фонда:

а)хозяйственные общества — уставныйкапитал (зарегистрированная в учредительныхдокументах совокупность вкладов (долей,акций по номинальной стоимости)учредителей (участников) организации;представляет собой денежную оценкусовокупности вкладов, внесенныхучастниками);

б)хозяйственные товарищества — складочныйкапитал (не является минимальнойгарантией прав кредиторов; размерустанавливается в учредительном договорепри создании товарищества);

в)производственные кооперативы — паевойфонд (образуется за счет паевых взносов,оцениваемых при образовании кооперативапо взаимной договоренности его членовна основании сложившихся на рынке цен,при вступлении новых членов — комиссией);

г)государственные и муниципальныепредприятия на праве хозяйственноговедения — уставный фонд (размеропределяется собственником предприятия;должен быть полностью сформирован втечение 3 месяцев с момента государственнойрегистрации; является неделимым, неможет быть распределен по вкладам (паям,долям)).

Уставный(складочный) капитал, уставный (паевой)фонд могут формироваться за счет денег,ценных бумаг, других вещей, имущественныхи иных прав, имеющих денежную оценку (внекоторых случаях оценка должнапроводиться независимым оценщиком).

7)Государственная регистрация (осуществляетсяФНС РФ; срок — не более 5 рабочих дней;представляются документы (заявление,решение о создании, учредительныедокументы, выписка из реестра иностранныхю/л, документ об оплате государственнойпошлины) (решение о государственнойрегистрации — основание внесения записив соответствующий государственныйреестр (момент записи в реестр — моментгосударственной регистрации).

Постановкана учет в налоговом органе осуществляетсяодновременно с государственнойрегистрацией.

https://www.youtube.com/watch?v=a-XbIwVxeAI

Постановкана учет в государственных социальныхфондах (в 5-дневный срок с моментарегистрации регистрирующий органпредоставляет сведения о регистрациив государственные органы по перечню,определенному Правительством РФ; фондыосуществляют регистрация; контроль заправильностью исчисления и уплаты ЕСНосуществляется налоговыми органами).

Отказв государственной регистрации допускаетсяв случаях (непредставления необходимыхдокументов; представления документовв ненадлежащий регистрирующий орган;если учредителем ю/л выступаетликвидируемое ю/л или если ю/л возникаетв результате реорганизации ликвидируемогою/л).

8)Печати (общество должно иметь круглуюпечать, содержащую его полное фирменноенаименование на русском языке и указаниена место его нахождения; возможноуказание наименования на иностранномязыке или языке народов РФ; особыйпорядок установлен для воспроизведенияГосударственного герба РФ).

9)Регистрация в органах статистики (приидентификации ю/л используются коды,присваиваемые ему при регистрацииФедеральной службой государственнойстатистики (ОКВЭД, ОКОГУ, ОКАТО, ОКОНХ,ОКФС, ОКОПФ)).

10)Открытие расчетного счета в банке (счетоткрывается по представлении заявления,копии свидетельства о регистрации иучредительных документов, образцовподписей руководителя и главногобухгалтера и оттиска печати; в течение10 дней с момента открытия р/с организацияобязана сообщить об этом в налоговыйорган).

Однимиз основных условий осуществления ПДявляется её легитимность, то естьгосударственное подтверждение законностиправ и полномочий субъектов ПД, ихвхождения в хозяйственный оборот.

Слово«легитимный» происходит от латинскогоlegitimus, означающего «законный, соответствующийзакону или конституции».

Легитимация,соответственно, может быть определенакак процесс приобретения субъектомправа законного статуса, заключающегосяв совокупности его прав и обязанностей.

Также как граждане — физические лицаиндивидуализируются по месту жительстваи своему имени, индивидуализацияюридического лица, т.е. выделение егоиз массы всех других организаций,осуществляется путем определения егоместонахождения и присвоения емунаименования.

Точноеместо нахождения юридического лицаважно для правильного применения к немуактов местных органов власти, предъявленияисков, исполнения обязательств и др.Место нахождения юридического лицаопределяется местом его государственнойрегистрации (п. 2 ст. 54 ГК РФ).

При определенииместа нахождения юридического лицанеобходимо руководствоваться нормамиЗакона о государственной регистрацииюридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей.

Следует отметить,что место государственной регистрации— это не конкретный адрес или наименованиерегистрирующего органа; местомгосударственной регистрации считаетсятерритория соответствующего субъектаРФ.

В то же время при государственнойрегистрации указывается конкретныйадрес, под которым понимается местонахождения постоянно действующегоисполнительного органа, по которому сюридическим лицом осуществляется связь.При изменении места нахожденияисполнительного органа юридическоголица допускается его перерегистрация.

Неразрешается регистрация юридическихлиц по адресам жилых квартир, посколькусогласно п. 3 ст. 288, п. 2 ст. 671 ГК РФ жилоепомещение может использоваться толькодля проживания граждан.

Юридическоелицо, являющееся коммерческой организацией,должно иметь фирменное наименование.Порядок его государственной регистрациии использования определяется закономи иными правовыми актами (ст. 54 ГК РФ).

Однако специального закона о порядкерегистрации фирменных наименований внашей стране еще нет, поэтому фирменныенаименования регистрируются в составеучредительных документов юридическоголица. Фирменное наименование юридическоголица обязательно должно включать в себяуказание на его организационно-правовуюформу.

Фирменное наименование относитсяк объектам исключительных прав,следовательно, оно не может бытьповторяемым. В то же время не являетсянарушением исключительных прависпользование одинакового наименованияюридическими лицами, имеющими разнуюорганизационно-правовую форму.

Источник: https://studfile.net/preview/5776924/page:10/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.