Организация обучения рабочих

Положение oб обучении рабочих на производстве

Организация обучения рабочих

1. Общие положения
1.1.Настоящее положение регламентирует различные виды профессионального обучения рабочих открытого акционерногообщества ХХХХХХХХХХХХХ ) (далее Общество) на производстве.

Положение направлено на предоставление персоналу Общества возможности получения знаний и навыков (специальных, углубленных и пр.

), необходимых для повышения качества производимой продукции, работ и оказываемых услуг, освоения новых видов деятельности, а также создания в Обществе надежного кадрового резерва.1.2.

Обучение рабочих на производстве включает в себя следующие формы обучения: подготовка новых рабочих, переподготовка (обучение вторым и смежным профессиям), повышение квалификации.1.3.Ответственность за целенаправленность, планомерность осуществления производственного обучения и подготовку кадрового резерва возлагается на отдел кадров предприятия и начальника механосборочного цеха.

1.4.Ответственность за соблюдение обучающимся правил по охране труда возлагается на его непосредственного руководителя и инженера по охране труда.

2. Подготовка новых рабочих
2.1. Подготовка новых рабочих (начальное профессиональное образование на производстве) – это профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии, с целью получения ими квалификации по любому из направлений производственно-хозяйственной деятельности Общества.

Подготовка новых рабочих проводится из числа лиц, вновь принятых на работу по ученическому договору (ст. 199 ТК РФ).2.2.

Обучение организуется непосредственно в структурных подразделениях специалистом отдела профессионального развития персонала, который обеспечивает необходимую методическую помощь, сбор, контроль за оформлением и хранение документов (Листок учета теоретического обучения рабочих путем индивидуальных консультаций, Дневник учета производственного обучения, Заключение на пробную  квалификационную  работу,  Протокол заседания квалификационной комиссии)Процесс обучения проходит под руководством инструктора по обучению (из числа начальников цехов, участков, мастеров), наставника производственного обучения (из числа высококвалифицированных рабочих), назначаемых приказом по Обществу. К обучению привлекаются профильные специалисты в качестве консультантов теоретического обучения.2.3.Для производственного обучения в структурном подразделении выделяют рабочие места, оснащенные необходимым оборудованием, инструментами и материалами.2.4.Обучение осуществляется индивидуально или в учебных группах. При индивидуальной подготовке обучаемый изучает теоретический курс самостоятельно, получая консультации у инструктора и консультантов теоретического обучения; производственное обучение организуется индивидуально на рабочем месте под руководством неосвобожденного от основной работы наставника производственного обучения.При групповом обучении: теоретический курс изучается в учебной группе; производственное обучение организуется аналогично индивидуальной подготовке.2.5.Теоретическое и производственное обучение осуществляется в пределах рабочего времени, согласно учебным планам и программе по соответствующей профессии.Программы обучения по конкретным профессиям утверждаются генеральным директором по представлению отдела кадров, согласованному с руководителями структурных подразделений.Сроки обучения устанавливаются распоряжением генерального директора, исходя из программы обучения, специфики профессии, необходимого уровня квалификации, начальной образовательной и специальной подготовки, профессионального опыта, но не могут быть более 6 месяцев.2.6. По окончании производственного обучения обучающийся должен выполнить квалификационную пробную работу.В качестве квалификационных пробных работ для обучающихся должны подбираться работы, соответствующие по своей сложности квалификационному разряду, предусмотренному квалификационной характеристикой, позволяющие выявить в какой мере экзаменуемый освоил технологию выпускаемой продукцию, овладел навыками по своей профессии (специальности), достиг требуемой производительности труда (выполнение норм времени, выработки) и обеспечивает выполнение технических требований производства работ.При подборе квалификационных пробных работ следует исходить из того, что продолжительность их выполнения должна быть не более одной смены, а нормы времени (или нормы выработки) должны соответствовать сменным заданиям в данном производственном подразделении.Перед выполнением квалификационных пробных работ мастер участка должен принять меры для обеспечения каждого экзаменуемого соответствующим рабочим местом, отвечающим требованиям техники безопасности, необходимыми материалами, исправными приспособлениями, инструментами, а также технологической документацией и чертежами (если это необходимо).Экзаменуемым, не выполнившим пробную работу по независящим от него причинам, выполнение пробной работы назначается вторично.По результатам выполненной квалификационной пробной работы и определения уровня квалификации, оформляется заключение о сдаче квалификационной (пробной) работы.2.7.По окончании срока обучения, после успешного выполнения квалификационной пробной работы, работник сдает экзамен действующей в Обществе квалификационной комиссии на присвоение ему рабочей специальности (квалификационного разряда). Результаты экзамена по обучению на производстве заносятся в протокол квалификационной комиссии о присвоении рабочему профессии, разряда.

2.8.При успешной сдаче экзамена, на основании протокола квалификационной комиссии, отдел кадров готовит приказ о присвоении работнику определенной профессии, квалификационного разряда. Квалификационный разряд считается присвоенным с момента подписания об этом приказа генеральным директором Общества.

3. Переподготовка рабочих (обучение вторым и смежным профессиям)
3.1.

Переподготовкарабочих (обучениевторымисмежнымпрофессиям) – это обучение рабочих, уже имеющих профессию, с целью получения новой или расширения их профессионального профиля, подготовки к работе в условиях применения прогрессивных форм организации труда, а  также по совмещаемым профессиям.

Переподготовка организуется для обучения рабочих, высвобождаемых в связи с сокращением рабочих мест и других изменений, а также изъявивших  желание  сменить профессию с учетом потребности производства.3.2.

Учебные планы и программы для обучения рабочих вторым и смежным профессиям, сроки обучения утверждаются  генеральным директором по представлению руководителей структурных подразделений применительно к учебным планам и программам для подготовки новых рабочих по соответствующим профессиям и разрядам. При этом допускается сокращение программ за счет исключения ранее изученного материала с учетом фактического уровня профессиональных знаний, умений и навыков обучаемых.

Формы переподготовки рабочих аналогичны применяемым при подготовке новых рабочих (см. раздел 2).

4. Повышение квалификации
4.1.

Повышениеквалификации – профессиональное обучение, направленное на последовательное совершенствование  профессиональных знаний, навыков и умений по имеющейся профессии и присвоении более высокого разряда.4.2.

Организуются следующие формы повышения квалификации рабочих на производстве: производственно-технические курсы; курсы целевого назначения; повышение квалификационного разряда.

  Производственно-техническиекурсы создаются для повышения квалификации, углубления и расширения знаний, навыков и умений рабочих по имеющейся у них профессии до уровня, соответствующего требованиям производства.

  Курсыцелевогоназначения создаются для изучения нового оборудования, изделий, материалов, технологических процессов, средств механизации и автоматизации, применяемых в производстве, правил и требований их безопасной эксплуатации, технической документации, научной организации труда, а также вопросов повышения качества выпускаемой продукции.
  Повышениеквалификационногоразряда – это обучение рабочих с целью повышения квалификационного разряда по соответствующей профессии.4.3.Программа, дата и  место проведения курсов утверждаются распоряжением генерального директора по представлению руководителей структурных подразделений.Занятия на курсах проводятся в учебных группах численностью от 10 человек на собственной производственной базе, силами профильных специалистов. Комплектование групп осуществляется, как правило, рабочими одной или родственными профессиями либо в соответствии с тематической направленностью курсов.С целью определения эффективности обучения в соответствии со стандартом “Персонал. Подготовка и повышение квалификации” преподавателю курсов рекомендовано проведение опроса слушателей до и после окончания обучения.

4.4.Учебные планы и программы для повышения квалификационного разряда рабочих, сроки обучения утверждаются распоряжением генерального  директора  по  персоналу  по  представлению руководителей структурных подразделений применительно к учебным планам и программам по соответствующим  профессиям  и  разрядам.  Формы  обучения  аналогичны применяемым при подготовке новых рабочих (см. раздел 2).

5. Оплата за обучение рабочих на производстве.5.1.Наставнику производственного обучения выплачивается ежемесячная надбавка в размере_______% месячного оклада, установленного в трудовом договоре, в течение всего периода обучения.

Дополнительно выплачивается единовременная надбавка в размере  % месячного оклада в случае, если обучившийся сдает квалификационный экзамен на “отлично”. Если квалификационный экзамен сданы на “хорошо” или “удовлетворительно” дополнительная единовременная  надбавка составляет _________%  месячного оклада.5.2.

Консультантам теоретического обучения оплата за проведенные занятия производится из расчета __________ руб./час, согласно листу учета теоретического обучения рабочего.

Дополнительно выплачивается единовременная надбавка в размере___________% месячного оклада, установленного в трудовом договоре, в случае, если обучившийся сдает квалификационный экзамен на “отлично” или___________% месячного оклада при сдаче пробной работы и квалификационного экзамена на “хорошо” или “удовлетворительно”.

5.3.Оплата за обучение рабочих осуществляется на основании служебной записки руководителя структурного подразделения, согласованной с отделом профессионального развития персонала. Основанием для оплаты является лист учета теоретического обучения рабочего и протокол квалификационной комиссии.

 

  • Обучение, Развитие, Тренинги

Оцените публикацию

Источник: https://hr-portal.ru/doki/polozhenie-ob-obuchenii-rabochih-na-proizvodstve

Обучение и проверка знаний работников рабочих профессий

Организация обучения рабочих

Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.

1998 № 125 ФЗ устанавливает обязательные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве, а также профессиональных заболеваний работников при исполнении им его трудовых обязанностей.

К тому же, если компания насчитывает более пятидесяти сотрудников, то в необходимо ввести в штат лицо, ответственное за охрану труда – специалиста по охране труда. Все эти знания могут пройти мимо, если вовремя не проведены обучение и проверка знаний работников рабочих профессий.

Обучение по охране труда согласно ст. 214, ч1. ст. 225 ТК РФ должны проходить как руководитель, так специалисты и работники рабочих профессий, о последних мы сегодня и поговорим. Кстати, если Вас также заинтересовал процесс обучения по охране труда, то создайте новую вкладку с этой статьёй, чтобы потом с ней ознакомиться.

Кто подлежит проверке?

Проверке знаний требований охраны труда подлежат ВСЕ работники организации, независимо от специфики их деятельности. Время, в течение которого сотрудник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен выполнять свои трудовые обязанности, является рабочим временем (ст.

91 ТК РФ), то есть работодатель не имеет права привлекать работника к прохождению проверки знаний требований ОТ в выходной или праздничный день, исключительным случаем может быть письменное согласие работника на проверку знаний в выходной день. Если работник не пройдет обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда в установленное время, то в силу ст. 76 и ст.

212 ТК РФ, работодатель обязан отстранить его от работы.

  СУОТ: 3 основные ошибки разработки

Организация обучения работников рабочих профессий

  • первичное обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, оказанию первой помощи пострадавшим — в течение месяца после приема рабочего на работу или перевода на другую работу. А если работа связана с вредными и (или) опасными условиями труда, то работодатель также должен организовать стажировку нового рабочего на рабочем месте и сдачу им экзаменов;
  • периодические обучения безопасным методам и приемам выполнения работ и проверку знаний требований охраны труда для рабочих с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • периодические, не реже одного раза в год, обучения всех рабочих оказанию первой помощи пострадавшим.

Порядок обучения работников рабочих профессий

Порядок, форма, периодичность и продолжительность обучения устанавливаются работодателем в соответствии с нормативными актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ.

Такое обучение работодатель может проводить как собственными силами, так и с привлечением специализированных учебных заведений (организаций).

Мы как раз являемся экспертами в этой области, так что Вы всегда можете напрямую обратиться к нам за помощью.

Кто проверяет знания охраны труда?

Проверяет знания специально созданная комиссия по охране труда внутри компании, это могут быть руководитель организации, его заместители, технический директор, главный инженер, специалисты по охране труда, лица, отвечающие за состояние охраны труда, которые прошли обучение по охране труда в специальных учебных центрах. Кстати, вы знаете без какого документа обучение по охране труда невозможно? А мы знаем и расскажем Вам более подробно об этом документе в этой статье.

После прохождения обучения такие специалисты и руководители имеют право обучать работников и проверять знания охраны труда работников, не отвечающих за организацию работы по охране труда. Комиссия по проверке знаний создается приказом руководителя организации и должна состоять минимум их трёх человек.

  Удостоверение о проверке знаний требований охраны труда

Обязанности членов комиссии по охране труда:

  • разработка программы обучения по охране труда работников рабочих профессий;
  • проводить вводный инструктаж по охране труда со всеми работниками, кто устраивается на работу, командированными, стажерами и пр.;
  • организовывать обучение по охране труда работников организации и ее руководителя по утвержденному графику;
  • участвовать в работе комиссии по проверке знаний требований охраны труда.

Создание комиссии по охране труда:

После того, как Руководитель организации или уполномоченное им лицо выбрало членов комиссии, необходимо подтвердить это документально, а именно:

  • создать и утвердить приказ об организации охраны труда;
  • создать и утвердить приказ о возложении обязанностей ответственного по охране труда на одного из специалистов;
  • разработать положение об охране труда;
  • разработать должностные инструкции работников службы охраны труда;
  • утвердить перечень профессий и должностей, проходящих обучение и проверку знаний по охране труда и пр.

Это весьма трудоемкий процесс, и вероятность допустить ошибки в документах или вовсе разработать не те документы достаточно высока, поэтому рекомендуем доверить все заботы нашей организации.

Продолжительность обучения по охране труда работников рабочих профессий

На основании Приказа Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 153 от «21» июня 2003 года «Об утверждении примерных программ обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных» продолжительность обучения по охране труда должна быть не менее 40 часов.

Однако работодатель своим локальным документом может установить иную продолжительность обучения (в том числе – различную для отдельных категорий работников), которая будет отличаться от общепринятой.

Важно при этом учитывать как специфику производственной деятельности предприятия, так и требования к уровню компетентности для конкретной профессии.

Обучение и проверка знаний работников по охране труда. Сроки

Порядок, форма, периодичность и продолжительность как обучения по ОТ, так и проверки знаний требований ОТ работников рабочих профессий устанавливает работодатель для конкретных видов работ.

Если нормативными документами не определены иные сроки, то периодическое обучение и проверка знаний требований охраны труда для работников рабочих профессий проводятся не реже чем 1 раз в 3 года.

Все работники рабочих профессий проходят обучение оказанию первой помощи пострадавшим не реже чем 1 раз в год.

Источник: https://pgc-expert.ru/obuchenie-i-proverka-znanij-rabotnikov-rabochih-professij/

Как организовать обучение персонала

Организация обучения рабочих

Темп развития технологий в самых разных хозяйственных сферах дает понять, что обучение и развитие персонала необходимо включать в стратегическое планирование компании. Оценка знаний сотрудников, проведение образовательных мероприятий должны носить плановый и систематический характер.

В настоящее время законодательством предусмотрено обязательное повышение квалификации лишь для некоторых категорий работников.

Например, периодические курсы повышения квалификации должны проходить педагоги дошкольных и школьных образовательных учреждений, преподаватели вузов, медицинские работники и другие.

Для этих специальностей существуют специально разработанные методики, установлена периодичность проведения оценки знаний и прохождения курсов и т. д.

Что касается других работников, то ответственность за их уровень знаний и навыков несет руководитель предприятия и ответственные за это сотрудники. В крупных компаниях создаются специальные отделы, сфера ответственности которых — профессиональное обучение и переподготовка персонала на предприятии.

Сущность и цели

В зависимости от специфики деятельности фирмы и ее масштабов создается собственная система обучения персонала, включающая различные методики. Получение новых знаний преследует множество важных целей:

  • внедрение новых технологий;
  • оптимизацию производства;
  • упрощение менеджмента;
  • выработку практических навыков на основе теоретических знаний;
  • подготовку сотрудников к качественно новым изменениям на предприятии.

Этот список далеко не полный и варьируется в зависимости от потребностей конкретной компании.

Но практически во всех случаях руководство преследует цель повышения финансово-экономических показателей или, как минимум, поддержание существующего уровня финансового благополучия.

Повышение профессионального уровня уже работающих коллег рядового состава экономически более целесообразно и выгодно, чем адаптация новых сотрудников.

Оценка потребности в обучении

Необходимость образовательных мероприятий определяет специалист по обучению и развитию персонала, если такой есть в компании, или сотрудник, выполняющий его функции. Для этого применяются следующие методики:

  • анализ личного дела сотрудника — устанавливается, насколько давно он получил образование, проходил ли курсы повышения квалификации;
  • анализ деятельности работника — обычно проводится при принятии на работу нового специалиста;
  • сбор заявок на учебу — их подают как руководители отделов, так и сами сотрудники;
  • аттестация — по итогам такого оценивания знаний специальная комиссия составляет рекомендации по учебе.

Виды и методы

Учебу сотрудников, в том числе обучение директора по персоналу, организовывают силами предприятия или при помощи других, специализирующихся на этом компаний. Первый вариант является более предпочтительным по нескольким причинам:

  • внутреннее обойдется дешевле;
  • в качестве наставников выступают более опытные работники;
  • будет учтена специфика деятельности предприятия;
  • учеба проводится без отрыва от производства.

Явным минусом является отсутствие притока свежих идей и предложений по улучшению рабочего процесса. Игнорировать опыт специализированных учебных учреждений не рекомендуется. Тем более что авторитетные сотрудники тоже нуждаются в информационной подпитке.

Если обучение проводятся силами организации, то используются следующие методы:

  • инструктаж — персонал получает информацию, как правильно использовать то или иное оборудование, о правилах техники безопасности;
  • наставничество — более опытный работник берет шефство над менее опытным;
  • ротация — перевод сотрудника на другую работу с целью освоения новых навыков и получения профессионального опыта.

Одной из удачных форм, в которой проводится корпоративное обучение персонала на предприятии, считают так называемый Shadowing, от английского слова shadow — тень. Этот метод заключается в том, что кандидат на ту или иную должность прикрепляется к существующему работнику и наблюдает за выполнением рабочих процессов.

Образовательные мероприятия, проводимые сторонними организациями, составляются на основе следующих методов:

  • курсы повышения квалификации, семинары, тренинги;
  • конференции — предполагают обмен опытом с другими компаниями;
  • самообразование.

В зависимости от специфики деятельности формы обучения персонала бывают разными:

  • лекции;
  • семинары;
  • дискуссии;
  • тренинги;
  • деловые игры и т. д.

Отдельно стоит сказать, что корпоративное обучение персонала способствует налаживанию положительного климата в коллективе и укреплению профессиональных связей.

Оценка

В конце учебы проводится оценка эффективности обучения персонала, которая организуется в форме экзамена, включающего в себя несколько заданий. Например, тесты и отчеты. Но проверкой знаний оценка эффективности не ограничивается.

На некоторых предприятиях после учебы проводится активный мониторинг показателей эффективности труда, в расчет берутся различные показатели.

Начиная от скорости и продуктивности работы, увеличения экономических показателей, заканчивая положительными отзывами клиентов и партнеров.

Как организовать учебу

В первую очередь директор по персоналу в кооперации с руководством должны разработать положение об аттестации. В нем указываются следующие сведения:

  • цели и задачи;
  • категории сотрудников, подлежащие оценке;
  • период проведения и график;
  • порядок проведения;
  • состав комиссии;
  • список ответственных лиц;
  • критерии оценивания;
  • сроки подведения итогов.

После утверждения этого документа с ним надо ознакомить всех сотрудников под подпись.

Затем начинается период подготовки к аттестации, во время которого подчиненные уведомляются о предстоящем оценивании и подают все необходимые документы. Довольно часто от работников требуется предоставить отчет о проделанной работе.

Логичным завершением подготовительного этапа является сама аттестация. По ее итогам сотрудник направляется на учебу, понижается в должности или увольняется. В ходе аттестации заполняется протокол, содержащий информацию об экзаменуемом, описание процесса опроса и результат.

Руководствуясь итогами оценивания, ответственные сотрудники принимают решение об организации учебы и о форме ее проведения. Составляется программа обучения персонала и приказ о направлении работников на учебу.

Приказ о направлении на учебу

В конце составляется протокол обучения персонала, в котором отражается:

  • кто проводил занятия;
  • какие знания получили специалисты;
  • прошел ли работник курс.

Документ заверяется подписями учащихся и сотрудников и руководителя, ответственных за организацию.

План

Общество с ограниченной ответственностью «Весна»

Утверждаю

Соловьев (А.П. Соловьев)

11 января 2020 г.

План обучения работников на 2020 год

N Ф.И.О. работника, направляемого на обучение Специальность

Код специальности по Общероссийскому классификатору профессий от 26.12.1994 № 367

Основание для направления на повышение квалификации Период

Дата начала Дата окончания

1

Воронов Е.И.Слесарь по ремонту автомобилей18511 8 2 02 7231Приобретение грузового автомобиля

Источник: https://clubtk.ru/kak-organizovat-obuchenie-personala

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.