Нарушение сроков оплаты

Содержание

Когда суд избавит от штрафа за просрочку оплаты муниципального контракта

Нарушение сроков оплаты

Какие санкции предусмотрены за просрочку

За нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) должностных лиц заказчика наказывают по статье 7.32.5 КоАП.

Ее же применяют в случае, если орган местного самоуправления предусмотрел в муниципальном контракте аванс, но не перечислил его исполнителю. Должностному лицу грозит штраф в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб.

За повторное нарушение наказывают строже — дисквалификацией на срок от одного года до двух лет.

Статья 7.32.5 была введена в КоАП  Федеральным законом от 26.07.2017 № 189-ФЗ. Если стороны заключили контракт раньше, но нарушение возникло уже после вступления в силу изменений, должностное лицо могут привлечь к ответственности (решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 15.12.2017 по делу № 12–237/2017).

50 тыс. руб. — максимальный штраф для должностного лица уже за первое нарушение

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.32.5 КоАП, составляют проверяющие из ФАС и ее территориальных органов. Дело может возбудить и прокуратура. Рассматривать дела о повторных нарушениях по части 2 статьи 7.32.5 вправе только суды.

Если заказчик не выполнил обязательства по контракту в срок, поставщик вправе потребовать уплаты штрафа и пеней. Пени начисляются за каждый день просрочки исполнения обязательства. Просрочка начинается на следующий день после того, как истечет срок исполнения обязательства (ч. 5 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Штраф в контракте устанавливают в виде фиксированной суммы:

  • 1 тыс. руб. — если сумма контракта не превышает 3 млн руб.;
  • 5 тыс. руб. — при контракте на сумму от 3 млн до 50 млн руб. включительно;
  • 10 тыс. руб. — при контракте на сумму от 50 млн до 100 млн руб. включительно;
  • 100 тыс. руб. — если сумма контракта превышает 100 млн руб.

Такие штрафы прописаны в пункте 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 30.08.2017 № 1042.

Какие сроки оплаты установить

Включите в муниципальный контракт условия о сроках и порядке оплаты товаров, работ и услуг для муниципальных нужд (ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Если в контракте их нет — это нарушение. Не утверждайте документацию с ошибками. За это вас могут оштрафовать на 3 тыс. руб. на основании части 4.2 статьи 7.30 КоАП.

Срок оплаты товаров, работ и услуг по муниципальным контрактам не может превышать 30 дней со дня, когда заказчик подписал документ о приемке (ч. 13.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Если поставщик — субъект малого или среднего предпринимательства либо социально ориентированная НКО, контракт нужно оплатить в течение 15 рабочих дней (ч. 8 ст. 30 Закона № 44-ФЗ).

1 год — срок давности привлечения должностного лица заказчика к ответственности по статье 7.32.5 КоАП

Условие об оплате товаров, работ или услуг либо отдельных этапов исполнения контракта в эти сроки вступило в силу 1 мая 2017 года (Федеральный закон от 01.05.2017 № 83-ФЗ).

Оно не применяется к закупкам, которые заказчик инициировал до этой даты. Примеры — в постановлениях по делу № А27-16554/2017, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.

2018 № 13АП-11248/2018 по делу № А56-94512/2017.

Срок оплаты определяйте с момента приемки товаров, работ или услуг заказчиком. Время, затраченное на согласование документов о приемке казначейством, иным органом или лицом, суды во внимание не принимают (решение Курского УФАС от 15.09.2017 № 244/2017).

Какие аргументы приводить в суде

Закон № 189-ФЗ, которым в КоАП введена статья 7.32.5 об ответственности за нарушение сроков оплаты, вступил в силу 6 августа 2017 года.

С конца того же года чиновники ФАС стали часто штрафовать руководителей муниципальных учреждений и должностных лиц местных администраций по статье 7.32.5 КоАП.

Но в некоторых случаях должностным лицам органов местного самоуправления удается избежать ответственности.

Истек срок давности

Судьи не наказывают должностных лиц заказчика, если истек срок давности привлечения к административной ответственности по статье 7.32.5 КоАП. Такой срок составляет один год.

Правонарушение было незначительным

Ответственности можно избежать, если суд признает правонарушение малозначительным. Контролеры из ФАС также учитывают малозначительность нарушения. В таких случаях они не выписывают штраф, а делают должностному лицу устное замечание. Более того, контролеры могут вообще прекратить дело об административном правонарушении (Методические рекомендации ФАС от 01.10.2012).

ПРИМЕР 1. Глава администрации сельского поселения допустил просрочку оплаты по муниципальному контракту.

Однако комиссия УФАС решила, что правонарушение незначительное, поскольку стороны расторгли контракт по взаимному согласию без принятия дальнейших обязательств, а главу муниципалитета за аналогичные правонарушения ранее к ответственности не привлекали (постановление УФАС по Республике Алтай от 22.11.2017 № 62/з).

Деньги из вышестоящего бюджета поступили с опозданием

Докажите суду, что пытались получить средства из вышестоящего бюджета

Органы местного самоуправления часто пытаются сослаться на задержку финансирования, которую допустил орган вышестоящего уровня бюджета. Этот аргумент не всегда срабатывает в суде.

ПРИМЕР 2. Прокурор возбудил в отношении главы администрации сельского поселения дело и направил его в антимонопольную службу. УФАС признало главу виновным и выписало ему штраф.

Глава муниципалитета попытался обжаловать постановление. Он указал, что финансирование работ должно было производиться не только из местного, но и из регионального бюджета. Заявку в региональный бюджет должна была направить администрация района, в состав которого входит поселение. Но районные чиновники сделали это с опозданием, поэтому регион также задержал финансирование.

Суд не принял доводы главы и признал его виновным в правонарушении. По мнению суда, глава должен был обеспечить своевременную оплату, в том числе за счет средств местного бюджета (решение Верховного суда Чувашской Республики от 26.04.2018 по делу № 21–239/2018). Аналогичный подход Верховный суд Чувашской Республики применил и в другом споре (решение от 10.04.2018 по делу № 21–191/2018).

Тем не менее способ защиты от ответственности в подобных ситуациях существует. Предложите вышестоящему финансовому органу выделить средства на решение связанных с контрактом задач. Если деньги так и не поступят, используйте это как аргумент в споре с проверяющими (ч. 4 ст. 24.5 КоАП). В некоторых случаях суды прекращают производство по делу.

ПРИМЕР 3. Контрактный управляющий оспорил постановление о привлечении к административной ответственности по статье 7.32.5 КоАП.

Задержка оплаты была связана с тем, что денежные средства своевременно не поступили, так как региональные власти ввели режим экономии.

Муниципальный чиновник неоднократно обращался в региональный финансовый орган и уведомлял его о необходимости выделить финансирование.

Суды первой и апелляционной инстанций отказали контрактному управляющему, но кассация его поддержала. Должностное лицо приняло все зависящие от него меры для погашения задолженности. Оно уведомило поставщиков о причинах задержки оплаты. Верховный суд Республики Саха (Якутия) отменил состоявшиеся судебные акты и прекратил производство по делу (решение от 31.05.2018 по делу № 7/2–219/2018).

Чтобы судьи приняли ваш довод о задержке финансирования, представьте доказательства — например, переписку с региональным финансовым органом. Сообщите поставщикам причину просрочки.

Источник: http://cmokhv.ru/materials/mat20180912/

Ответственность за нарушение срока и порядка оплаты по контракту при госзакупках — Audit-it.ru

Нарушение сроков оплаты

А. Гусев

Журнал “Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера” № 9/2017

Комментарий к Федеральному закону от 26.07.2017 № 189-ФЗ.

В силу ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт вносится обязательное условие о порядке и сроках: оплаты товара, работы или услуги; осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом; оформления результатов такой приемки.

Таким образом, оплата по контракту должна быть произведена заказчиком в срок, установленный в контракте. При этом в соответствии с ч. 5 ст.

 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).

Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, преду­смотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства.

В настоящее время в отдельных случаях по результатам полного исполнения контракта, этапа исполнения контракта складывается негативная практика, связанная со злоупотреблениями со стороны заказчика при осуществлении оплаты по контракту.

С целью минимизации издержек поставщика (подрядчика, исполнителя) и дисциплинирования заказчика в отношениях, связанных со своевременной оплатой выполненных по контракту обязательств, Федеральным законом от 01.05.

2017 № 83-ФЗ «О внесении изменений в статьи 30 и 34 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ст. 34 Закона о контрактной системе с 01.05.2017 дополнена ч. 13.

1, в силу которой срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч. 7 ст.

 94 Закона о контрактной системе, за исключением случая, обозначенного в ч. 8 ст. 30 Закона о контрактной системе, а также случаев, когда Правительством РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

Комментируемым Федеральным законом от 26.07.

2017 № 189-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности должностных лиц заказчика за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрены поправки в КоАП РФ, направленные на выполнение требований ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе. С этой целью предусматривается введение в указанный кодекс ст. 7.32.5, устанавливающей ответственность за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч.

 1 данной статьи нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, преду­смотренного государственным или муниципальным контрактом, повлечет наложение административного штрафа в размере от 30 000 до 50 000 руб. Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное нарушение, повлечет дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Напомним, что в силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным кодексом установлена административная ответственность. Юридические лица подлежат названной ответственности за совершение указанных нарушений в случаях, предусмотренных статьями разд.

II КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Юридическое лицо признается виновным в совершении такого правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдать правила и нормы, за нарушение которых обозначенным кодексом или законами субъекта РФ введена административная ответственность, но оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

На основании ст. 2.4 КоАП РФ к административной ответственности привлекается должностное лицо в случае совершения им нарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а также лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ.

По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, за исключением случаев, прямо указанных в ст. 4.5 КоАП РФ. Согласно изменениям, внесенным в ч. 1 ст. 4.

5, за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения.

Отметим, что истечение срока давности привлечения к этой ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

Рассматривать дела об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых установлена ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, будут вправе контрольные органы в сфере закупок. В части 2 ст. 23.66 КоАП РФ сказано, что рассматривать дела об административных правонарушениях от имени контрольного органа в сфере закупок вправе:

  • руководители федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок и их заместители;
  • руководители структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок и их заместители;
  • руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок и их заместители;
  • руководители органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере закупок и их заместители;
  • руководители структурных подразделений органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере закупок и их заместители.

В свою очередь, рассмотрение дел, ответственность за совершение которых определена ч. 2 ст. 7.32.5 КоАП РФ, отнесено к компетенции судов.

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/otrasl/a100/923967.html

Взыскание неустойки, процентов, штрафов с должника: порядок расчета, судебная практика, советы юристов | Двитекс

Нарушение сроков оплаты

При неисполнении одной из сторон договора своих обязательств по договору, как правило, у другой стороны возникают убытки, связанные с данным исполнением. Одним из способов компенсировать данные убытки является на практике взыскание штрафных санкций за нарушение условий договора с другой стороны.

Такие штрафные санкции могут быть установлены договором, заключенным сторонами, либо предусматриваться законодательством, в том числе специальным законодательством, регулирующим отдельные правоотношения, которые, по мнению законодателя, являются социально важными и потому подлежат особому регулированию.

Неустойка может компенсировать все убытки или наоборот, не исключать взыскание, помимо неустойки, убытков в установленном порядке. В настоящей статье мы разберемся с основными видами ответственности, поговорим о порядке начисления штрафных санкций и взыскания.

Также в статье вы найдете калькулятор договорной неустойки и процентов по статье 395 ГК РФ.

Неустойка

Неустойка, по своей правовой природе, является одним из способов обеспечения обязательств, т.е. неким “мотиватором”, направленным на побуждение другой стороны к надлежащему исполнению своих обязательств. 

В соответствии со статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. 

Таким образом, неустойка (штраф и пени) являются штрафными санкциями, обязанность выплаты которых возникает только в случае нарушения установленных условий.

Важно отметить, такие штрафные санкции не всегда должны исходить из условий договора, законом может быть предусмотрена своя мера ответственности за соответствующее нарушение (например, Законом о защите прав потребителей предусмотрен размер неустойки за невыполнение обязательств перед потребителем; Законом об участии в долевом строительстве предусмотрен размер неустойки за просрочку передачи объекта участнику долевого строительства и т.д.).

Отличия пени от штрафа

Неустойкой именуется общее понятие штрафных санкций, которые могут быть применены к виновной стороне. Она в свою очередь подразделяется на понятия “пени” и “штраф”.

Пени (пеня) – это неустойка, которая устанавливается договором или законом на случай просрочки исполнения обязательства и исчисляется за каждый определенный отрезок времени. Особенность неустойки заключается в том, что она обладает нарастающим итогом. 

Например, неустойка за просрочку оплаты по Договору – 0,1% в день. Просрочка в оплате – 60 дней. Соответственно, исходя из указанных условий, размер неустойки составляет 6% от неоплаченной цены по Договору (0,1% * 60 = 6%), то есть, размер неустойки растет с каждым днем.

Штраф – это неустойка, которая устанавливается в твердом эквиваленте (денежном и в виде определенной процентной ставки) и взыскивается однократно. Обычно, штраф используется для того, чтобы установить единовременный штраф за допущение какого-либо нарушения. 

Например, штраф за поставку некачественного Товара – 10%. Или, штраф за поставку некачественного Товара составляет 10 000 рублей. Соответственно, данный штраф начисляется единожды за допущение конкретного нарушения (в данном случае за поставку некачественного Товара). 

Какая неустойка за просрочку платежа по договору или иное нарушение может быть установлена?

В теории неустойка делится также на 4 вида: 

  • зачетная (сумма взысканной неустойки вычитается из суммы подлежащих взысканию убытков)
  • исключительная (взыскание неустойки исключает взыскание убытков)
  • альтернативная (сторона вправе выбрать: взыскать неустойку или убытки)
  • штрафная (убытки взыскиваются помимо неустойки, сверх суммы неустойки)

Стороны в договоре могут предусмотреть различный характер неустойки, также в ряде случаев законодатель устанавливает вид неустойки в нормативном акте.

Помимо теоретического значения, определение вида неустойки имеет также и практическое значение, заключающееся в том, что взыскание договорной или законной неустойки, за исключением неустойки, которая носит штрафной характер, исключает начисление процентов за пользование чужими денежными средствами по ст. 395 ГК РФ, а взыскание же штрафной неустойки допускает одновременное взыскание и процентов по ст. 395 ГК РФ (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17).

На практике стороны в договоре устанавливают неустойку в виде размера процента за каждый день просрочки (например, 0,1%, 0,5%, 1% за каждый день просрочки), либо размер неустойки можете приравниваться к ставке рефинансирования, ключевой ставке (с 2016 года ставка рефинансирования приравнена к ключевой ставке), может устанавливаться, к примеру, 1/150, 1/300 ставки рефинансирования, либо размер устанавливается в твердой сумме, в том числе за каждый день просрочки (например, 500 рублей за каждый день просрочки). Также в договоре может содержаться ограничение общей суммы неустойки (“но не более 10% от суммы договора”, “но не более цены непоставленного товара” и т.д.). Сумма, от которой рассчитывается неустойка, также варьируется (от всей цены договора, от цены неоплаченного товара, непоставленного товара, невыполненной работы, неоплаченной работы и т.д.). Поэтому при расчете неустойки за просрочку необходимо внимательно изучить условия договора (закона, если неустойка установлена законом) и учесть все условия расчета.

Вы можете рассчитать онлайн неустойку по договору на калькуляторе, размещенном ниже.

Неустойка (штраф) может устанавливаться за различные нарушения условия договора, просрочку исполнения обязательства: нарушение сроков выполнения работ, поставки товара, нарушение срока оплаты, расторжение договора, непредставление документов и т.д.

Неустойка за расторжение договора

В судебной практике можно встретить споры относительно возможности установления неустойки как меры ответственности за расторжение договора (например, условия в договоре, подобного этому: “в случае расторжения договора в одностороннем порядке сторона, заявившая о расторжении договора, выплачивает штраф в размере 10% от цены контракта).

С одной стороны, принцип свободы договора должен позволять устанавливать любые условия в договоре, не запрещенные законом.

И установление такой неустойки является логичным – сторона, заключая договор рассчитывает на сотрудничество, надлежащее исполнение договора, и если вторая сторона “передумает”, то добросовестная сторона понесет убытки: будет вынуждена искать нового контрагента, заключать договор, устанавливать новые сроки, возможно, выплатит неустойку за просрочку своему заказчику, будет вынуждена оплачивать товар/работу по более дорогой цене и т.д. С другой стороны, такая неустойка может ограничить право стороны на расторжение договора, которое предоставлено ей законом. Также является спорным вопросом действие условия о неустойке, предусмотренного в договоре, который прекратил свое действие. 

Источник: https://www.dvitex.ru/poleznoe/biznes/vzyskanie-debitorskoy-zadolzhennosti/vzyskanie-neustoyki-protsentov-shtrafov-s-dolzhnika-poryadok-rascheta-sudebnaya-praktika-sovety-yuri/

Ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты зарплаты и иных сумм, причитающихся работнику

Нарушение сроков оплаты
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Трудовые споры » Защита прав работников » Ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты зарплаты и иных сумм, причитающихся работнику

Сегодня широко распространены нарушения трудовых отношений.

Сегодня широко распространены нарушения трудовых отношений в виде неправомерных задержек выплат заработной платы работникам. Впрочем, касается это не только зарплат, но и других выплат.

Редкий руководитель никогда не нарушал эти нормы. Особенно частыми нарушениями в этой сфере являются:

  • неуплата зарплаты полностью либо в части;
  • оплата труда, произведенная не в полном объеме;
  • оплата труда, произведенная предметами, свободный гражданский оборот которых запрещен или ограничен;
  • неправильное начисление заработной платы;
  • неправильный расчет оплаты за сверхурочную работу;
  • лишение премии;
  • установление оклада ниже МРОТ и другие.

К ответственности за подобные нарушения могут быть привлечены работодатели и его представители. Особо подчеркивается ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы.

  В качестве представителя работодателя – юридического лица закон называет руководителя организации, а также должностных лиц (руководящих работников). Эти лица в силу различных документов, должностных инструкций, обязаны заниматься делопроизводством, касающимся оплаты труда.

В зависимости от своих обязанностей указанные лица могут быть заместителями руководителя, главными бухгалтерами, руководителями структурных подразделений.

Кто может привлекаться к ответственности

На сегодняшний день с целью повышения защищенности работников от работодателей-нарушителей трудового законодательства подготовлен Закон РФ от 03.07. 2016 № 272 – ФЗ, который вступает в силу 3 октября 2016 года. Данный закон внесет коррективы в статьи КоАП РФ о нарушениях, связанных с невыплатами зарплаты, а также других платежей.

Планируется увеличение размеров штрафов за неоднократные нарушения. Здесь необходимо обратить особое внимание на то, что, если раньше за невыплату зарплаты или иных, полагающихся работнику денежных сумм, работодателя можно было привлечь к ответу по ч.1 ст. 5.27, то в соответствии с новеллами он будет отвечать по ч.6 ст.5.27 КоАП.

Следовательно, если помимо нарушений по задержке сумм зарплаты будут обнаружены и иные проступки, нарушающие трудовые правоотношения, то сотрудник может быть подвергнут сразу нескольким штрафам.

Часть 1 ст. 142 ТК РФ установила, что за нарушение правил о своевременной выплате зарплаты работникам, а также за иные, предусмотренные законом правонарушения, несут ответственность работодатель и назначенные им представители. Здесь не имеет значения – одному работнику или целому коллективу были задержаны заработные платы.

Административная ответственность

Статья 419 ТК рассматривает возможность привлечения к ответственности лиц, которые нарушили свои обязательства по денежным выплатам.  Ответственность существует нескольких видов:

  • материальная;
  • дисциплинарная;
  • гражданско-правовая;
  • административно-правовая;
  • уголовная.

Если рассматривать административную ответственность, то последняя редакция КоАП (ч.6 ст.5.27) содержит более увеличенный по сравнению с прежним штраф. К примеру, за невыплату в срок зарплаты или установление ее размеров меньше, чем это указано законом, виновное ответственное лицо, кроме предупреждения, может быть еще и оштрафовано в размере от 10 000 до 20 000 рублей.

К юридическому лицу применяется штраф в сумме от 30 000 до 50 000 тыс. рублей. За неоднократно совершенные проступки ожидается еще более строгий штраф, в пределах 20-30 тысяч. Кроме этого, ответственное лицо может быть подвергнуто дисквалификации на срок от 1 года до 3 лет.

Юридическому лицу грозит штраф на сумму от 50 до 100 тыс. рублей. Дисквалификация лишает физическое лицо возможности занимать конкретную должность или заниматься соответствующей деятельностью.

Дисквалификация назначается судом, который выносит подобное решение, основываясь на данных контрольно-надзорных органов.

Материальная ответственность

ФЗ № 272 предусмотрел серьезные изменения в ТК и ГПК (Гражданский процессуальный кодекс), цель которых – предупредить факты нарушений выплаты заработной платы. Последняя редакция ст.

236 ТК содержит правило о том, что если руководитель нарушает положенные сроки выдачи заработной платы и прочих выплат (отпускных, выходного пособия), подлежащих уплате работнику, то на него возлагается обязанность по выплате этих сумм, причем с добавлением процентов.

Обновленная ст. 236 повысила и величину этих процентов.

Если в прежнем законодательстве сумма такого процента ограничивалась 1/300 ставки рефинансирования ЦБ от невыплаченных вовремя сумм за каждый день просрочки, начиная отсчет со следующего дня срока выплаты и кончая днем реального расчета, то теперь сумма процента увеличена и доходит до 1/150 ключевой ставки ЦБ.

Предназначавшееся сотруднику денежное возмещение возможно повысить колдоговором, трудовым договором или локальным нормативным документом.

Уплачивать эту компенсацию работодатель обязан и при отсутствии своей вины.

Из этого следует, что ответственность работодателя повысилась в 2 раза, и помимо этого, произошло изменение базовой точки отсчета: ставку рефинансирования заменила ключевая ставка.

Уголовная ответственность

Самая суровая – уголовная ответственность. Она грозит работодателю в случае, когда он в течение 3 месяцев платил работникам заработную плату нерегулярно или вообще ее не выплачивал на протяжении двух месяцев. Он может быть наказан ограничением свободы сроком до 5 лет.

В тех же обстоятельствах, когда работодатель, являясь индивидуальным предпринимателем или просто должностным лицом, долгое время задерживает выдачу предназначенных для зарплаты сумм сотрудникам, УК предусмотрел соответствующую ответственность. Ст.145.1 (ч.1) УК перечисляет разные виды наказаний, предназначенных для руководителей организаций, а также структурных отделов и отделений, а также ИП за невыплату зарплат на протяжении 3 месяцев.

При невыплате зарплаты суммой до 120 000 рублей или равной размеру годового содержания, должностное лицо может быть осуждено к лишению права занятия руководящих постов, а ИП – права занятия предпринимательством в течение 1 года. Более строгие меры содержатся в ч. 2 статьи, предусматривающей санкции в виде принудительных работ или ограничения свободы сроком на 1 год.

Что предпринять, если не выплатили зарплату

В таких ситуациях не рекомендуется опускать руки, а нужно активно действовать. Недоплаты или задержки зарплаты представляют собой грубейшее правонарушение. Поэтому следует разобраться в произошедшем и попробовать отстоять свои права.

Прежде чем отправляться в Трудовую инспекцию и другие инстанции, необходимо побеседовать с начальством или главным бухгалтером предприятия для выявления причин случившегося, возможных сроках погашения задолженностей по зарплате. Если диалог не достиг результата, можно обращаться в более серьезные учреждения – в Трудовую инспекцию и в суд.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник: https://advokat-malov.ru/zashhita-prav-rabotnikov/otvetstvennost-rabotodatelya-za-narushenie-srokov-vyplaty-zarplaty-i-inyh-summ-prichitayushhihsya-rabotniku.html

Нарушение сроков оплаты по контракту 44-ФЗ: варианты ошибок и ответственность

Нарушение сроков оплаты

Из этой статьи вы узнаете:

  • Распространенные нарушения сроков оплаты по контракту
  • Ответственность за нарушение сроков оплаты по контракту 44-ФЗ
  • Порядок привлечения заказчика к ответственности за нарушения сроков оплаты по контракту
  • Пути снижения штрафа, полученного за нарушения

Нарушение сроков оплаты по контракту 44-ФЗ является довольно распространенным явлением. Многие заказчики используют различные ухищрения, чтобы отсрочить оплату или не производить ее вовсе. Несмотря на то, что уже три года действуют нормы, регламентирующие сроки и порядок оплаты по контракту, количество разбирательств не уменьшается.

Иногда причинами таких нарушений бывают ситуации, в которых у заказчика сменяется руководство, и чтобы разобраться с делами, ему нужно время. Чаще же сторона заказчика намеренно саботирует оплату. В нашей статье мы расскажем, какими уловками пользуются недобросовестные заказчики и какая ответственность предусмотрена за это.

Распространенные нарушения сроков оплаты по контракту

1. Несоблюдение установленного законом 15-дневного срока расчетов с СМП.

В законе 44-ФЗ в части 8 статьи 30 прописано, что если исполнитель контракта является субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, то после приемки товара или работ заказчик обязан оплатить их максимум через 15 дней. Та же самая норма содержится в части 13.1 статьи 34, где речь идет о содержании контракта. Данное положение введено относительно недавно, поэтому заказчики нередко допускают нарушение сроков оплаты по контракту по 44-ФЗ.

В качестве примера можно привести решение УФАС по Республике Коми от 27 июня 2017 № 04-02/6130. Объектом государственного контракта были ремонтные работы. По условиям закупки в ней участвовали малые предприятия и СОНО. В тексте контракта заказчик указал, что срок оплаты по нему составляет один месяц с момента приемки выполненных работ. Контрольные органы отметили это как нарушение.

2. Привязка расчета по контракту к наличию денег в бюджете.

Например, в одном из контрактов были предусмотрены следующие условия:

  • Оплата половины денег за выполненную работу осуществляется на протяжении 10 дней после подписания соответствующего акта.
  • Оставшаяся сумма выплачивается до определенного числа, но только в том случае если заказчик получит деньги от распорядителя бюджета.

Данное дело рассматривалось Иркутским УФАС.

По нему было вынесено решение № 1021 от 9 октября 2017 года, в котором указано, что подобные условия оплаты работ по контракту, когда перечисление последней суммы исполнителю привязано к наличию средств в бюджете, являются неправомерными.

Все закупки прописаны в плановых в документах и основаны на утвержденных суммах бюджета. Оплата по контрактам осуществляется в пределах доведенных лимитов. Если эти деньги отсутствуют, то заказчик не может ни планировать, ни проводить закупку.

3. Привязка срока оплаты к каким-либо событиям, помимо подписания акта приемки.

В части 13.1 статьи 34 закона 44-ФЗ сказано, что срок оплаты работ по контракту должен отсчитываться от даты подписания акта приемки. При этом не имеют значения никакие характеристики ТРУ.

Пример. По данному нарушению сроков оплаты по контракту 44-ФЗ разбирательство проводилось Тамбовским УФАС. Предметом контракта был ремонт дорожного полотна, исполнитель выбирался через аукцион. В условиях контракта было предусмотрено следующее:

  • Оплата за выполненные работы проводится поэтапно, на протяжении одного месяца с момента подписания актов приемки по форме КС-2 и КС-3.
  • Окончательный расчет производится на протяжении одного месяца после того, как будут оформлены документы о вводе дороги в эксплуатацию.

В решении от 6 сентября 2017 № РЗ-332/17 комиссия ФАС признала неправомерным привязку срока оплаты к дате ввода в эксплуатацию дороги.

4. Исчислять срок оплаты в единицах, отличных от календарных дней.

Пример. Составляя проект контракта, заказчик применил следующую формулировку: расчет за выполненные подрядные работы осуществляется в течение 30 банковских дней с даты подписания приемочного акта.

Данное дело рассматривалось Белгородским УФАС, который в решении от 18 сентября 2017 года № 363-17 Т сделал заключение о нарушении сроков оплаты по контракту по 44-ФЗ на основании того, что предусмотренный заказчиком период превышает установленный законом.

Но это не всегда так. Понятие «банковский день» можно трактовать по-разному. При возникновении вопросов участнику следует уточнить у заказчика, что именно он подразумевает под банковским днем. Часто это все тот же календарный, соответственно, нарушения не будет. Но все-таки в договорах не следует использовать никаких прочих формулировок.

5. Привязка оплаты по контракту к дате получения средств заказчиком.

Иногда в контрактах можно встретить и такие положения, когда заказчик устанавливает срок оплаты в зависимости от того, когда он сам получит деньги. ФАС считает, что в данном случае возникает нарушение сроков оплаты по контракту по 44-ФЗ.

Пример. Предметом закупки были работы по ремонту кровли.

Относительно сроков оплаты заказчик прописал в проекте, что расчет будет произведен в течение 10 банковских дней с момента поступления денег на его счет, установив при этом окончательную расчетную дату – 31 декабря текущего года. В решении Марийского УФАС от 16 ноября 2017 № 02-02/57-17 по данному делу было указано, что является незаконной подобная установка момента отсчета срока оплаты.

6. Не является нарушением сроков оплаты по контракту 44-ФЗ, если в условиях договора предусмотрено, что окончательный расчет производится после выплаты неустойки.

Пример. Предмет контракта – работы по благоустройству придомовой территории. Контрактом были предусмотрены следующие условия оплаты: окончательный расчет производится после того, как подрядчик выплатит всю неустойку, если таковая будет начислена. А также было учтено стандартное требование закона об оплате в течение 30 дней после приемки работ.

Исполнитель не согласился с данным пунктам, посчитав его нелегитимным. Разбирательство проводилось Мурманским УФАС. В его решении от 14 августа 2017 года № 06-10/17-225 было указано, что заказчик вправе выдвинуть подобные требования в качестве дополнительных к основному тридцатидневному сроку по расчету,

Ответственность за нарушение сроков оплаты по контракту 44-ФЗ

Любой контракт (ч. 13 ст. 34 44-ФЗ) обязательно должен содержать условия расчета за выполненную поставку/работу – сроки, порядок.

При этом одновременно необходимо прописать регламент проверки качества и количества поставки, комплектности и пр., то есть тех параметров, которые позволяют судить о полноте исполнения контракта.

Также в тексте договора нужно указать, каким образом оформляется приемка товаров/работ.

Соответственно, заказчик обязан соблюдать порядок расчетов за выполненную работу, предусмотренный договором. При нарушении сроков оплаты по контракту по 44-ФЗ на основании ч. 5 ст.

34 покупатель несет ответственность, так же как и в других случаях неисполнения обязательств. У подрядчика есть право требовать выплаты неустоек, если заказчик не соблюдает условия контракта.

За просрочку предусмотрена санкция в виде пени, которая начинает начисляться на следующий день после установленной в договоре даты расчета.

Но в контрактной системе нередки случаи злоупотреблений со стороны заказчика, когда он допускает нарушение сроков оплаты по контракту по 44-ФЗ.

Законодатели с целью борьбы с подобной практикой внесли изменения в закон 44-ФЗ. Речь идет об издании Федерального закона от 01.05.

2017 № 83-ФЗ «О внесении изменений в статьи 30 и 34 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В соответствии с этим нормативным актом в ст. 34 появилась часть ч. 13.

1, которая устанавливает в общем случае тридцатидневный срок платы поставки товара или исполнения работы (либо отдельных этапов контракта) после подписания соответствующего акта приемки (ч. 7 ст. 94).

Для некоторых категорий подрядчиков, в частности СМП и СОНКО (ч. 8 ст. 30 44-ФЗ), установлены иные сроки для оплаты по факту исполнения контракта. А также особый регламент в этой части предусмотрен для заказов в сфере обороны и безопасности страны.

Теперь к заказчикам, допускающим нарушение сроков оплаты по контракту, установленных ч. 13.1 ст. 34 44-ФЗ, применяются денежные санкции.

Должностное лицо, ответственное за несвоевременную оплату поставки ТРУ, перечисление аванса в соответствии с государственным или муниципальным контрактом, будет оштрафовано на сумму от 30 000 до 50 000 руб.

Если специалист повторно признается виновным по ч. 1 ст. 7.32.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, то его дисквалифицируют на период 1-2 года.

Что считается административным правонарушением? В ч. 1 ст. 2.

1 Кодекса РФ об административных правонарушениях таковым признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, подпадающее под положения настоящего нормативного акта. Раздел II Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность для юридических лиц.

Виновность юридического лица признается в том случае, если доказано, что у него была возможность придерживаться норм закона, но несмотря на это им были допущены нарушения и не было сделано все зависящее, чтобы остаться в правовом поле.

Должностное лицо привлекается к административной ответственности в соответствии со ст. 2.

4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в том случае, если им были допущены нарушения в результате пренебрежения служебными обязанностями.

Должностным лицом в данном случае является сотрудник учреждения, на которого постоянно или временно возложены специальные полномочия по осуществлению функции представителя власти.

Таким образом, должностное лицо вправе организовывать деятельность иных лиц, не являющихся его подчиненными по службе, оно выполняет управленческие и хозяйственные функции в структурах власти различного уровня, в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ.

Порядок привлечения заказчика к ответственности за нарушения сроков оплаты по контракту

За нарушение сроков оплаты по контракту по 44-ФЗ, как и за прочие случаи несоблюдения законодательства, контрактный управляющий привлекается к административной ответственности, для чего существует определенный механизм.

Данные вопросы находятся в компетенции территориальных подразделений ФАС России (ст. 28.3 и 23.66 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Созданные ими комиссии рассматривают дела об административных правонарушениях и выносят соответствующие решения с применением санкций по ч. 1 ст. 7.32.5 указанного кодекса.

При выявлении фактов несоблюдения закона необходимо написать заявление в орган ФАС того региона, где зарегистрирован заказчик. В документе следует изложить просьбу о возбуждении дела об административном правонарушении, обосновав ее описанием сложившейся ситуации.

Но предварительно желательно взвесить все обстоятельства дела, чтобы убедиться в истинности вашей позиции. Для этого стоит получить консультацию у компетентного юриста, работающего в данной сфере.

Ведь может случиться так, что вы неверно оцениваете положение дел либо допустили какую-то ошибку при составлении обращения.

Последствием этого будет то, что заявление вернут, а заказчик получит повод укрепить свои позиции.

У ФАС есть право отказать в возбуждении дела об административном правонарушении. Если вы с этим не согласны, придется отстаивать свою позицию в арбитражном суде.

Конечно, заранее нельзя спрогнозировать исход разбирательства. На то, привлекут ли к ответственности заказчика в соответствии с указанной статьей, влияет много разных обстоятельств.

После рассмотрения дела комиссия ФАС может не выявить состава административного правонарушения и прекратить производство. Если вы с этим не согласны, то также придется обращаться в арбитражный суд.

Если в отношении должностного лица заказчика возбуждено дело об административном правонарушении по факту неисполнения условий контракта, то инициатору будет значительно проще запустить процедуру привлечения заказчика к гражданско-правовой ответственности и взыскать причитающиеся пени и штрафы.

Помимо прочего, начатое производство об административном правонарушении с большой долей вероятности поможет решить спорные вопросы, не доводя дело до суда.

Пути снижения штрафа, полученного за нарушения

Если размер штрафа, положенный должностному лицу за административное правонарушение, составляет минимально 50 000 руб., то привлеченное к ответственности лицо вправе ходатайствовать о его снижении.

Но сумма санкции не может быть уменьшена более чем на 50 % от минимума, предусмотренного соответствующей статьей (ч. 2.2, 2.3 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

То есть виновному придется заплатить штраф не меньше 25 000 руб.

Что касается юридического лица, то сумма штрафов намного выше, но также существует возможность их снижения, но только в том случае, если конкретная статья предусматривает штрафы от 100 000 руб. Уменьшить выплату допускается не более чем на 50 % от минимальной, предусмотренной соответствующей статьей (ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Решение об уменьшении штрафной санкции может принять судья, орган или должностное лицо в рамках рассмотрения:

  • дела о правонарушении;
  • жалобы на постановление;
  • решения по делу.

Вышеуказанные нормы содержатся в ч. 2.2 и 3.2 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Рекомендация. У привлекаемого по административному делу лица есть право оспаривать ответственность и просить о снижении санкции. При этом следует обязательно ссылаться на законодательные нормы и правоприменительную практику, в частности ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и позицию Конституционного суда РФ из постановления от 25 февраля 2014 года № 4-П.

В указанном постановлении Конституционного суда РФ содержится подтверждение возможности снизить штраф на 50 %, если минимально предусмотренный статьей его размер составляет 100 000 руб.

Источник: https://cett.biz/poleznaya-informaciya/statii/narushenie-srokov-oplaty-po-kontraktu-44-fz/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.