Государство рф как субъект предпринимательской деятельности

Тема 13. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ, СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК УЧАСТНИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Государство рф как субъект предпринимательской деятельности

1. Правовые начала участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов) и муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским правом.

2. Гражданская правосубъектность государства, государственных и муниципальных образований.

3. Формы участия государственных и муниципальных образований в гражданском обороте.

Положения главы 5 Гражданского кодекса РФ исходят из того, что Россий­ская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образо­вания, во-первых, участвуют в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, в качестве субъектов гражданского права, во-вторых, выступают в них на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами и, в-третьих, действуют в соответ­ствии с нормами, определяющими участие в упомянутых отношениях юри­дических лиц, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. Особенности же эти определяются прежде всего свойствами правосубъектности государства, проистекающими от объединения в одной структуре и политической организации, облеченной властными прерогати­вами, и субъекта хозяйствования.

Органы местного самоуправления, обеспечивающего, как следует из ст. 130 Конституции РФ, самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью, могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материаль­ных и финансовых средств.

Как и другие субъекты гражданского права, государственные и муници­пальные образования обладают гражданской правоспособностью. Ее специ­альный характер определяется самой природой таких образований. Это обусловливает содержание и объем приобретаемых ими гражданских пра­вомочий, способы и порядок осуществления правомочий органами государ­ственной власти и местного самоуправления.

Запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов.

Государственные органы и органы местного самоуправления не могут быть участниками полных товариществ и полными товарищами в товари­ществах на вере. Они не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено законом.

Акционерные общества, учредителями которых в случаях, установленных федеральными законами, выступают Российская Федерация, субъект Рос­сийской Федерации или муниципальное образование (за исключением обществ, образованных в процессе приватизации государственных и муни­ципальных предприятий), могут быть только открытыми.

Российская Федерация, субъекты Федера­ции и муниципальные образования осуществляют внешнеторговую деятель­ность непосредственно только в случаях, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Отношения собственности — важнейшая область гражданско-правовых отношений, в которой участвует государство.

Законодательными актами определены объекты, относящиеся исключительно к федеральной собствен­ности, объекты федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность субъектов Российской Федерации, объекты муниципальной собственности.

Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципаль­ных образований, являются государственной собственностью.

https://www.youtube.com/watch?v=Dj0h4WT7AS8

Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации производится в порядке, установленном законом. Конституцией Российской Федерации (ст. 114) и в соответствии с ней Федеральным конституционным законом “О Правитель­стве Российской Федерации” осуществление управления федеральной собственностью отнесено к полномочиям Правительства.

В части второй Гражданского кодекса РФ определяются особенности участия Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в отдельных видах обязательств, включая обязательства, возникающие из государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд, договора поставки товаров для этих нужд, договора государственного займа, банковского вклада, некоторых других договоров, а также обяза­тельства вследствие причинения вреда.

Возмещению подлежит вред, причиненный гражданину или юридическо­му лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления.

Возмещение вреда производится за счет соответственно казны Рос­сийской Федерации, казны субъекта Федерации или казны муниципального образования (ст. 1069 ГК).

За счет казны Российской Федерации, а в случа­ях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федера­ции или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом, возмещается вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в каче­стве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ (п. 1 ст. 1070 ГК). Вместе с тем Российской Федера­ции, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию при возмещении ими вреда, причиненного должностным лицом органа доз­нания, предварительного следствия, прокуратуры или суда, в указанных случаях предоставляется право регресса к этому лицу, если его вина уста­новлена приговором суда, вступившим в законную силу.

Государство, субъекты федерации, муниципальные образования участвуют в отношениях, ре­гулируемых гражданским законодательством, действуя через систему своих органов.

В рамках компетенции, установленной актами, определяющими их статус, эти органы могут от имени соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неиму­щественные права и обязанности.

Гражданский кодекс РФ определяет, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Россий­ской Федерации или казны муниципального образования.

В этих случаях от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если такая обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражда­нина (ст. 1071 ГК). Основанием для возложения этой обязанности на другой орган, юридическое лицо или гражданина является правило п.

3 ст. 125 ГК.

Согласно этому правилу в случаях и в порядке, предусмотренных федераль­ными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муници­пальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам не всем принадлежащим им на праве собственности имуществом, а той его частью, которая не закрепле­на за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и не относится к составу объектов, могущих находиться только в государственной или муниципальной соб­ственности.

Имущество, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности, как и имущество, закрепленное за государ­ственными и муниципальными предприятиями, не является средством обес­печения обязательств Российской Федерации, субъектов РФ или муници­пальных образований и, следовательно, не образует объект взыскания кредиторов по таким обязательствам.

Юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектами Федерации, муниципальными образованиями, не отвечают по их обязатель­ствам.

В свою очередь, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципаль­ные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридичес­ких лиц, кроме случаев, установленных законом.

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными сред­ствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обяза­тельствам учреждения несет собственник соответствующего имущества. Как указывается в ст.

115 ГК РФ, в случаях, предусмотренных законом о государ­ственных и муниципальных унитарных предприятиях, по решению Прави­тельства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть образовано федеральное казенное предприятие.

Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обяза­тельствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

Законодательство, регулирующее банковскую деятельность, исходит из разграничения ответственности банков и государства.

Согласно Закону о Центральном банке Российской Федерации (Банке России) государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязатель­ствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Разграничение ответственности проводится и в отношении обязательств Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

Положения о раздельной ответственности не применяются, если Российская Федерация принимает на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта РФ, муниципального образования или юридичес­кого лица либо эти субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Российской Федерации.

Во внутреннем гражданском обороте государство, как следует из ст. 124-126 ГК, не пользуется иммунитетом и участвует в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с други­ми субъектами права. Иначе обстоит дело в условиях международного гражданского обмена.

Согласно ст. 127 ГК особенности ответственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законом об иммуни­тете государства и его собственности.

Проблема правосубъектности публично-правовых образований и ответственности государства по обязательствам из договора всегда была одной из основных в науке гражданского права.

Первоначально в этой области юридическая мысль была направлена на то, чтобы уравнять их положение с другими субъектами частного права. В связи с этим госу­дарство и подобные ему образования принято было рассматривать как одну из раз­новидностей юридического лица.

С появлением социалистического государства, в руках которого были сосредоточены практически все средства производства при одновременном сохранении гражданско­го оборота, традиционное решение столкнулось с новыми трудностями.

В частности, с позиций отсутствия самостоятельной юридической личности органов государства невозможно было объяснить наличие гражданско-правовых отношений между ними, и единственным выводом было то, что государство само с собой вступает в указан­ные отношения, поскольку его органы действуют исключительно от его имени. Или, как писал А. В.

Венедиктов, “если единственным субъектом права государственной собственности является социалистическое государство, а отдельные органы лишь управляют предоставленным им государством имуществом, то как совместить отри­цание права собственности за государственными органами на это имущество с поня­тием договора купли-продажи как договора, направленного на передачу права соб­ственности одним собственником другому? Что представляет собой в таком случае купля-продажа внутри государственного сектора?”. Единственное объяснение таких отношений могло быть найдено в признании за государственными органами какого-то особого права, отличного от права собственности самого государства, и, следова­тельно, наделении их самостоятельной юридической личностью, что и было сделано А.В. Бенедиктовым в предложенной им конструкции оперативного управления гос­органов. При этом государство не признавалось субъектом гражданского права, а оперативное управление было объявлено единственно возможным способом осуще­ствления права государственной собственности во внутреннем обороте. Если же го­сударство “в целом” и участвует в имущественных отношениях, то это скорее исклю­чения из общего правила и в большинстве случаев они регулируются нормами фи­нансового, налогового, административного, но не гражданского права.

Казалось бы, с приватизацией государственного имущества, с устранением граж­данско-правовых отношений “внутри государственного сектора” отпала необходи­мость конструировать самостоятельную правосубъектность государственных органов, зачеркивая тем самым правосубъектность самого государства.

Поэтому действующий ГК РФ установил, что государство наряду с гражданами и юридическими лицами является субъектом гражданского права (ст. 2) и его правосубъектность аналогична право­субъектности юридических лиц (ст.

124), а его органы, так же как и органы юридиче­ских лиц, лишь осуществляют его права (ст. 125).

Источник: https://studopedia.ru/7_20852_tema--rossiyskaya-federatsiya-sub-ekti-rossiyskoy-federatsii-i-munitsipalnie-obrazovaniya-kak-uchastniki-predprinimatelskoy-deyatelnosti.html

Государство, как субъект предпринимательской деятельности в стране – задачи, функции и параметры

Государство рф как субъект предпринимательской деятельности

Бизнес юрист > Корпоративное право > Принципы работы государства, как субъекта предпринимательской деятельности

Государство, как субъект предпринимательской деятельности, может выполнять множество ролей. Они будут зависеть от обстановки, сложившейся в бизнес среде страны, результатов, которых пытается достигнуть государство, и поведения общества.

Роль государства в управлении рынком

Государственное управление имеет как положительные, так и отрицательные моменты:

  • в стране предпринимательство находится под запретом либо государство будет возводить искусственные барьеры на пути развития
  • государство выступает в роли стороннего зрителя (не помогать развитию бизнеса, но и не мешать ему)
  • страна выступает участником развития предпринимательской сферы (постоянно ведется работа по созданию благоприятных условий для предпринимателей, поиск экономических агентов и прочее)

Страна в сфере развития предпринимательства может выполнять роли, описанные в таблице 1.

Наименование роли

Описание

Образовательная

Выражается в подготовке и учебе граждан предпринимательской работе. Достичь успехов в этой среде в современном обществе можно при правильном использовании нескольких составляющих:

  • общеэкономических знаний
  • практики предпринимательской работы
  • умения планировать и рассчитывать свою работу, что выражается в осуществлении верных расчетов при заключении сделок и планировании деятельности

Оказание содействия в развитии

Означает формирование и применение мер по поддержке граждан, решивших стать предпринимателями либо только вступивших в данную сферу. Поддержка может выражаться в использовании льготного режима кредитования, предоставлении налоговых каникул и прочее.

Участие страны в деятельности субъектов, смотрите на видео:

Рынок и госпредпринимательство

Госпредпринимательство уместно там, где работа предпринимателя сопряжена с большими рисками либо требует значительных капиталовложений.

Если основной целью работы рынка является получение прибыли, то госпредпринимательство нацелено на социальное и экономическое развитие общества.

Это выражается в стремлении к увеличению темпов экономического роста, снижении безработицы, стимуляции научно-технических процессов, балансировке периодических колебаний и прочее.

Для обеспечения жизнедеятельности граждан страны от государства, как субъекта предпринимательской деятельности, требуется поддержка и развитие таких сфер экономики, которые обладают низкой рентабельностью, но в то же время являются социально значимыми.

Например, предприятия жилищно-коммунальной сферы, энергетическая отрасль, некоторые транспортные организации.

Госпредпринимательство выполняет следующие функции:

  • формирование и внедрение для граждан и юрлиц с госучастием системы льгот при оплате и использовании социальных услуг
  • поддержка капитало- и наукоемких отраслей народного хозяйства для стимулирования науки и техники, и улучшения позиций на международной арене
  • поддержка субъектов страны: открытие в депрессивных регионах производственных и промышленных предприятий, повышение уровня занятости, охрана окружающей среды (возведение очистных конструкций, использование безотходного метода производства)
  • производство товарной продукции
  • поддержка фундаментальных научных начинаний

Сферы деятельности между государством и бизнесом разделены. Госучастие осуществляется на тех предприятиях, которые не привлекательны для бизнеса из-за низкой прибыльности.

Даже если госорганизация будет обладать широкими полномочиями, ей это не поможет добиться экономической самостоятельности, которой пользуется частный бизнес.

Для госпредприятий характерно сочетание рыночного и нерыночного направления хозяйственной деятельности.

Госсектор экономики не может конкурировать с частным бизнесом. Госпредприятия используют систему преференций, предоставляемых властями страны: льготным налогообложением, получением дотаций, каналов сбыта продукции.

Госпредприятия редко инициируют процедуру банкротства, акционеры, кроме государства, отсутствуют.

Такие факторы отрицательным образом сказываются на развитии производства, оптимизации затрат, на ценообразовании и так далее.

Госразвитие предпринимательства

Госразвитие предпринимательства характеризуется следующими признаками:

  • наличием стабильных социальных выплат гражданам страны (заработные платы, пенсионное обеспечение, система льгот, пособия, премиальные и прочее)
  • поддержка жизненно важных отраслей экономики
  • создание промышленных и производственных предприятий
  • содействие занятости граждан
  • финансирование научно-технической сферы
  • внедрение природоохранных технологий
  • выпуск продукции, монополизированной государством

Задачи госпредпринимательства в РФ

Важнейшей задачей госрегулирования в экономической среде является работа, направленная на достижение поставленных целей, способствующих применению государственных функций в экономике.

При этом значение имеет развитие среды, благоприятной для роста экономических показателей и развития предпринимательства в сегодняшнем обществе.

Выполнению задачи способствует решение сопутствующих проблем:

  • стабилизация экономики
  • создание условий для стабильного экономического развития и обращения финансов
  • развитие конкуренции
  • обеспечение стабильности цен
  • увеличение трудовой занятости граждан
  • создание среды для развития социальных взаимоотношений и так далее

Формы госпредпринимательства

Государственная предпринимательская деятельность имеет множество форм:

  1. Акционерные организации, где 100% уставного капитала находится в собственности государства.
  2. Государственные организации (юрлица унитарной формы с правом хозяйственного ведения и оперативного управления).
  3. Юрлица со смешанной формой. Слияние частного и госкапитала в одной организации позволяет государству привлекать и использовать частный капитал в социально-экономических целях. Частный инвестор за счет влияния в предприятие с госучастием получает преференции в виде льготного кредитования, налогообложения и прочее. Такие юрлица формируются в случае, если государство приобретает акции юрлица частной формы собственности либо если частный бизнес закупает акции у государства.
  4. Государство может передать активы и госкапитал частному юрлицу либо физлицу. Например, передача активов в доверительное управление. Такой прием используется, если госсобственник не способен эффективно управлять и распоряжаться активами. При этом после их передачи у приемника не возникает право собственности. государство может определять принципы и правила распоряжения переданными объектами.

Бизнес-партнерство государственного и частного сектора позволяет добиться лучших результатов деятельности госучастнику и обрести устойчивое финансовое положение частному партнеру. Таким образом, сотрудничество государственного и частного бизнеса способствует улучшению экономической ситуации.

о госзакупках:

Программа развития госсектора

Программа развития госсектора представляет собой составляющую плана экономического развития страны. Выполнение условий программы является обязательным для предприятий госсектора.

Госпредприятия осуществляют свою деятельность в соответствии со следующей документацией:

  • план-приказ
  • план развития организации

Эти акты утверждаются вышестоящими организациями. Также госпредприятия пользуются полномочиями на осуществление самостоятельной производственной деятельности в пределах, дозволенных вышестоящим органом.

Каждые 3 месяца госпредприятие предоставляет отчет о выполнении показателей планов, программ и за самостоятельную хоздеятельность.

То есть, со стороны государства осуществляется постоянный контроль над работой предприятий государственного сектора.

Для совершения финансовых операций госпредприятия используют собственные средства от реализации производимой продукции, услуг.

Если обязательства за счет собственных доходов не покрываются, то недостаток средств компенсируется бюджетными деньгами. Перед закрытием финансового года сэкономленные денежные средства подлежат возврату в бюджет.

Для усиления государственного присутствия в руководстве предприятий, относящихся к государственному сектору экономики, внедряются следующие программы:

  1. Для улучшения качества управления пакетами акций, принадлежащих государству, планируется создание подробного перечня государственного имущества. Возникла данная необходимость, в том числе, в связи с тем, что акции госорганизации «А» принадлежат юрлицу «Б» с госучастием. При этом предприятие «А» осуществляет деятельность, как частное юрлицо.
  2. При планировании экономического развития страны следует сформировать индиактивную программу совершенствования, основываясь на структуризации государственной отрасли.

Признаки госпредприятия

Важнейшими признаками предприятия государственной формы собственности являются:

  1. Осуществление государственного контроля над собственностью организации и ее финансово-хозяйственной деятельностью. Контролирующими органами могут выступать министерства, ведомства, объединения, обладающие безраздельными полномочиями по использованию имущества и принятию управленческих решений. Также в процессе управления может участвовать частный бизнес, но он полностью контролируется государством.
  2. Цели деятельности госпредприятий заключаются не только в получении наибольшей прибыли, но и в удовлетворении потребностей граждан страны. Этот факт не всегда совпадает с экономическими интересами юрлица с госучастием, но подтверждает его социальную направленность. При этом выполнение социальных функций может сопрягаться с возникновением убытков.

Общие черты государства, как субъекта предпринимательства в разных странах

На сегодняшний день выявляется единственный фактор, объединяющий процедуру госуправления во множестве стран. Он выражается в формировании министерств и ведомств, в чьи функциональные обязанности входит контроль и регулирование областей государственного сектора страны.

Таким образом, предпринимательская деятельность государства направлена на выполнение социально значимых задач для граждан страны. Получение прибыли является второстепенным, а ее недостаток покрывается за счет бюджетных средств.

Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Источник: https://PravoDeneg.net/corporate/gosudarstva-kak-subekta-predprinimatelskoj-deyatelnosti.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.