Фразы для характеристики работника

Образец характеристики на работника с места работы: зачем нужна и как правильно составить

Фразы для характеристики работника

Характеристика — это документ, в котором работодатель дает оценку личным и профессиональным качествам сотрудника. Она необходима для суда, кредиторов, при трудоустройстве на новую должность. 

Некоторые считают, что такая бумага — пережиток прошлого, но если в отдел кадров или к руководству организации поступил письменный запрос о ее представлении, работнику нельзя отказать. С учетом ст. 62 ТК РФ такой документ с места работы представляют не позднее трех рабочих дней со дня обращения.

Эта норма распространяется не только на тех подчиненных, которые числятся в компании в настоящий момент, но и на тех, с кем трудовые отношения уже расторгнуты, — для них оформляется характеристика с последнего места работы (Определение Московского городского суда от 08.09.2011 по делу №33-28750).

Рекомендацию вправе запросить не только сам работник, но и государственные органы. Зачем она нужна? Вот лишь небольшой список ситуаций, когда ее спрашивают:

  • при трудоустройстве на новую должность;
  • при оформлении кредита;
  • при обращении в органы опеки;
  • для предоставления в учебное заведение;
  • при награждении премией, государственной наградой;
  • для суда.

В зависимости от места, куда адресуется документ, выбираются акценты и формулировки качеств работника.

Разновидности

Рекомендации бывают:

  • внешние;
  • внутренние;
  • положительные;
  • отрицательные.

Внешние — это те документы, которые представляются в другие организации или государственные органы. При их составлении необходимо уточнить у работника цель запроса — от этого зависит стиль написания и форма изложения.

Внутренние характеристики применяются, например, при переводе сотрудника в другой отдел или в другое подразделение, на повышение в пределах организации, где он трудится. В таком документе обязательно делают акцент на деловых качествах и рабочих навыках сотрудника.

В некоторых случаях кадровый специалист просит подготовить документ непосредственного начальника характеризуемого, в общих чертах рассказав ему, как написать характеристику на работника, и снабдив его образцом.

Это допустимо и даже правильно, особенно если в отделе кадров работает новый человек, который плохо знаком с коллегами, или коллектив настолько большой, что кадровику сложно оценивать качества того или иного человека.

Отметим, что работодатель не обязан согласовывать текст с работником. Но если тот не согласен с содержанием, то вправе оспорить документ в судебном порядке.

Общие требования

В действующем российском законодательстве отсутствует какой-либо шаблон для составления такого документа. Тем не менее общие правила все-таки существуют.

Бумагу оформляют на официальном бланке организации. Если такой не утвержден внутренним распорядком предприятия, то в бланке указываются полные реквизиты, особенно если его официально требует какое-либо учреждение.

Рассмотрим подробнее, как правильно оформить характеристику на работника. В ней следует указать:

1. Персональные данные, которые включают в себя Ф.И.О. лица, дату рождения, семейное положение, данные о воинской службе и образовании, сведения о наличии различных наград.

2. Сведения о работе. Раздел содержит информацию о стаже работы, о времени принятия, о кадровых перемещениях в пределах данной организации, сведения о трудовых достижениях и профессиональных навыках лица.

Если работник в процессе работы направлялся на обучение, повышение квалификации и т.д., то об этом тоже стоит упомянуть. Кроме того, в данном разделе указываются сведения о наличии у работника различных заслуг (благодарность, поощрение и т.п.

) или дисциплинарных взысканий.

3. Личные качества. Данная информация является самой важной. Если работник является руководителем подразделения, то стоит отметить его организаторские качества, наличие или отсутствие ответственности за подчиненных, степень готовности к принятию сложных решений, требовательность к себе и подчиненным, другие качества.

Если же работник является исполнителем, то следует указать степень его готовности выполнять поручения руководителя, инициативность, стремление к отличным результатам и т.д.

Также в данном разделе надо раскрыть взаимоотношения лица с трудовым коллективом: пользуется ли он авторитетом и уважением или отношения в коллективе не складываются в связи со сложным характером или иными особенностями сотрудника.

Поскольку это официальный документ, необходимо, чтобы его подписал руководитель организации. Обязательны подпись и печать (если последняя есть в компании). Важно не забыть поставить дату составления.

Еще один практический совет: постарайтесь уместить всю информацию на одном листе.

О чем писать

Главное требование к документу — объективность. В итоге общее описание должно создать образ характеризуемого человека и помочь сформировать правильное мнение о нем.

При этом содержание меняется в зависимости от того, для кого готовится рекомендация. Если работник намерен обратиться в органы опеки с целью усыновления следует особо отметить его личные качества: например, доброжелательность, заботливость, хорошие манеры.

Если рабочего планируется продвинуть по карьерной лестнице или ему необходимо трудоустроиться на новом месте, тут пригодятся такие эпитеты, как «исполнительный», «инициативный», «ответственный».

Для суда важны подробности того, насколько человек честный, как относится к своим обязанностям, какие отношения у него сложились с коллегами.

Источник: https://ppt.ru/forms/rabota/harakteristika

Словарь деловых характеристик

Фразы для характеристики работника

Словарь деловых характеристик

п/п

Профессиональные знания, умения и навыки

Возможные варианты оценки

1.

Профессиональные знания

а) обладает глубокими профессиональными знаниями, по многим вопросам может дать исчерпывающую информацию;

б) имеет достаточные профессиональные знания, чтобы справляться с порученным делом;

в) не имеет достаточных профессиональных знаний;

г) не имеет необходимых профессиональных знании, не стремиться к их приобретению

2.

Умение работать с нормативными документами

а) умеет работать с нормативными документами, объяснить их суть, дать необходимую консультацию;

б) обладает необходимыми навыками работы с документами;

в) имеет слабые навыки работы с документами, часто не может дать нужную консультацию;

г) не владеет необходимыми навыками работы с нормативными документами, инструкциями, нуждается в посторонней помощи, нередко дает неточную информацию

3.

Умение оценить и спрогнозировать ситуацию

а) обладает стратегическим мышлением, умением оценить последствия различных нормативных актов и управленческих решений;

умеет работать со сложными проблемами, требующими критического подхода и оценки неполной или неоднозначной информации;

планирует деятельность, предусматривая при этом

возможные риски, по достижению поставленной цели;

б) может достаточно реально оценить возможные последствия того или иного правового акта или управленческого решения;

умеет выявлять сложные проблемы и разрабатывать практические меры для их решения;

в) не всегда может правильно оценить возможные последствия различных правовых актов и управленческих решений, не умеет рассчитывать их на перспективу;

обладает навыками прогноза, способен формулировать четкие цели, но не всегда способен отделить главное от второстепенного;

г) не всегда схватывает суть проблемы, но в процессе работы способен найти необходимый выход.

4.

Знание передового опыта, умение внедрить новое

а) грамотно и профессионально относится к нововведениям, успешно вводит их в практику работы подчиненных. Знаком с современными достижениями в своей области работы;

б) умеет организовать внедрение новых технологий (форм работы) с пользой для подчиненных, но действует только по приказу сверху;

в) не приемлет нововведения и реорганизации;

г) излишне увлекается различными новшествами, что иногда вредит работе подчиненных

5.

Знание фактического выполнения показателей работы подчиненных

(умение контролировать работу)

а) отлично знает, как выполняются планируемые показатели работы, держит ситуацию под контролем, видит перспективу выполнения плана;

б) имеет необходимое представление о выполнении основных планируемых показателей;

в) не всегда знает, как выполняются основные планируемые показатели, так как не учитывает специфику работы подчиненных;

г) плохо представляет выполнение основных планируемых показателей, не знает реального положения дел подчиненных, часто разбрасывается и упускает главное;

требует постоянного контроля со стороны руководителя и коллег.

6.

Организаторские способности, умение распределять обязанности

а) прирожденный организатор, отлично умеет распределить обязанности между сотрудниками, организовать коллектив на выполнение поставленных задач. Его сотрудники взаимозаменяемы;

хороший координатор, способен находить приемлемые решения при согласовании интересов различных сотрудников или подразделений;

б) обладает необходимыми организаторскими навыками, может распределить обязанности по основным направлениям деятельности;

в) слабые организаторские способности, не всегда умеет организовать коллектив на выполнение поставленных задач;

в вопросах координации действий стремиться опираться на официальные документы, запросы, избегая контактов с коллегами;

г) не способен справляться с организационными вопросами, к такой работе совершенно не приспособлен, типичный исполнитель

7.

Умение устанавливать отношения с коллегами

а) умение налаживать и поддерживать конструктивные деловые отношения с коллегами на самых различных уровнях;

б) способен поддерживать деловые отношения с коллегами;

в) не всегда способен поддерживать деловые отношения с коллегами, подвержен ярко выраженным симпатиям и антипатиям;

г) не способен налаживать деловые отношения с коллегами

8.

Умение разрешать конфликты

а) быстро распознает сигналы начала конфликта, осознает источники конфликта. Использует техники эффективного разрешения конфликтных ситуаций;

обладает навыками аргументации и гибкостью в выборе стратегии поведения в условиях конфликта. Направляет энергию конфликта в конструктивное русло;

б) хорошо справляется с возникшей конфликтной ситуацией. Обладает навыками убеждения;

в) не всегда успешно, но пытается в своей работе использовать приемы предотвращения и устранения конфликтных ситуаций;

г) не способен поставить себя на место другого человека, в случае возникновения конфликтной ситуации использует авторитарные приемы управления

9.

Настойчивость в достижении цели

а) крайне настойчив в достижении цели, умеет найти выход из любой сложной ситуации;

б) довольно настойчив, не останавливается пока не доведет дело до конца;

в) иногда не хватает настойчивости и упорства, чтобы достичь цели и разобраться в каком-либо вопросе;

г) многие вопросы начинает решать с энтузиазмом, но часто не хватает настойчивости и упорства для выполнения поставленной задачи

10.

Способность принять ответственность на себя

а) готов отвечать за свои поступки, скорее примет вину на себя, чем подведет сотрудников;

б) избегает брать на себя ответственность за принятые решения, признает свою вину, если действительно виноват;

в) старается переложить ответственность на других. Может подвести в критической ситуации;

г) считает, что всегда прав

11.

Решительность

а) принимает решения своевременно и оперативно;

б) не всегда быстро принимает решение;

в) нерешителен, иногда не может своевременно и самостоятельно принять необходимое решение;

г) проявляет неуверенность в своих силах, без посторонней помощи не может принять необходимое решение

12.

Особенности мыслительной деятельности

а) может выдвигать принципиально новые идеи, решения. Генератор идей;

б) может синтезировать различные идее и решения и преобразовывать их. Синтезатор идей;

в) может анализировать имеющиеся идеи, решения, выбрать рациональное зерно. Аналитик идей;

г) в основном действует по имеющимся алгоритмам, правилам. Исполнитель

13.

Способность к профессиональному росту и саморазвитию

а) наличие четкой программы профессионального развития, ориентация на передачу собственных знаний и умений, навыки обучения других;

б) готовность проявлять динамичный профессионализм, ориентация на развитие собственного опыта, в т. ч. за счет опыта других людей;

в) ориентация на профессиональный и карьерный рост, хорошая обучаемость;

г) неготовность к изменениям, консерватизм мышления,

особого стремления расширить свой профессиональный кругозор не проявляет, живет старым багажом знаний

14.

Самостоятельность

а) в своей сфере ответственности принимает решения по вопросам любой сложности, самостоятельно и компетентно (в некоторых случаях не боится обратиться за советом);

б) может решать все вопросы, касающиеся его сферы самостоятельно, но не всегда на это идет;

в) в большинстве случаев стремиться устраниться от ответственности в принятии решений;

самостоятелен и ответственен только в решении не особо сложных вопросов;

г) всегда ждет указаний от руководителя, избегает самостоятельных решений

15.

Авторитетность

а) имеет высокий авторитет, подчиненными приветствуется его стиль руководства. Пользуется в коллективе уважением, основанном на признании профессионального опыта и заслуг;

б) пользуется авторитетом и уважением у сотрудников;

в) авторитет невысокий, использует различные стили руководства;

г) авторитетом у подчиненных не пользуется, не справляется с управлением персонала внутри подведомственной ему структуры

Подпишитесь на рассылку:

Источник: https://pandia.ru/text/79/199/17721.php

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.