Дела об административных правонарушениях совершенных военнослужащими

Виды ответственности военнослужащих

Дела об административных правонарушениях совершенных военнослужащими

Каждый гражданин РФ, занимая ту или иную должность, принимает на себя ряд обязательств.

Любая деятельность регламентирована законами Российского Государства и человеку придется нести ответственность, если он нарушил или проигнорировал установленные правила.

Лица, находящиеся на службе Вооруженным силам нашей страны, подчиняются не только законам РФ, но и более узким уставным документам.

Военнослужащий — лицо, обеспечивающее защиту и безопасность государства.

Граждане (в том числе и иностранные подданные) приобретают статус военнослужащих с началом службы в армии и утрачивают его с увольнением со службы (Федеральный закон от 11 ноября 2003 года №141-ФЗ).

Лица, служащие Вооруженным Силам РФ, равны перед законом, звание и должность не имеют значение.

К военнослужащим приравниваются служащие по контракту, граждане, проходящие срочную службу, лица, призванные на военные сборы, курсанты военных училищ и другие (Федеральный закон «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ, часть 2).

В случае, если человек, находящийся на военной службе пренебрег своими функциями, намеренно или случайно допустил правонарушение, ему придется понести юридическую ответственность.

Юридическая ответственность — применение мер государственного принуждения к нарушителю за совершение противоправного действия.

Военнослужащие или граждане, проходящие военные сборы, могут привлекаться к следующим видам юридической ответственности:

  • дисциплинарной;
  • административной;
  • материальной;
  • гражданско-правовой;
  • уголовной.

В зависимости от характера и тяжести деяния, к военнослужащему будет применен какой-либо из видов юридической ответственности. При этом у гражданина есть право доказать свою неповинность.

Дисциплинарная ответственность

Такой вид ответственности следует при целенаправленном или случайном нарушении воинского порядка, которое не имело серьезных последствий. Не допускается привлечение к дисциплинарной ответственности если:

  • проступка не произошло;
  • действие (бездействие) содеяно по причине психического нездоровья;
  • за проступок уже было получено наказание;
  • прошел год или более года с момента свершения проступка, за исключением случаев, когда федеральными законами обозначены другие сроки привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности;
  • военнослужащий уволился из армии или период военных сборов закончился (п. 28.3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ).

За правонарушение к военнослужащему или гражданину, проходящему военные сборы, может применяться ряд дисциплинарных взысканий:

  • выговор;
  • строгий выговор;
  • лишение увольнения из расположения части или с корабля на берег;
  • лишение нагрудного знака отличия;
  • вынесение предупреждения о неполном служебном соответствии;
  • снижение в должности или звании на одну ступень;
  • досрочное прерывание военной службы;
  • отчисление из военных образовательных учреждений;
  • отчисление с военных сборов;
  • дисциплинарный арест (Дисциплинарный Устав ВС РФ, Указ Президента РФ от 14 декабря 1993 г. № 2140)

Согласно Уставу внутренней службы Вооруженных Сил РФ (утв. Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. №1495), заключение о дисциплинарном наказании могут выносить командиры в отношении подчиненных, дежурные по воинской части – к военнослужащим, младшим или равным им по воинскому чину, начальники гарнизона и т.д.

При этом, командир, на свое усмотрение, имеет право ограничится устным предупреждением. Если же военачальник считает, что его власти не достаточно и наказание должно быть строже, он обязан ходатайствовать к вышестоящему командованию.

Административная ответственность

Применяется к гражданам, которые допустили административное преступление, по причине игнорирования или неправильного исполнения своих прямых обязанностей по службе.

При расследовании в расчет берутся характер проступка, личность правонарушителя и его материальное положение.

В случае вины военнослужащего чаще всего административное наказание заменяется дисциплинарным взысканием (ч. 2 ст. 2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ).

Виды административного наказания:

  • предупреждение – выносится, если военнослужащий впервые нарушил закон и проступок не повлек серьезных последствий;
  • административный штраф — не распространяется на сержантов, старшин, солдат и матросов, проходящим военную службу по призыву, курсантов военных училищ до подписания контракта о прохождении военной службы (Федеральный закон от 4 декабря 2006 года № 203-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих»);
  • конфискация орудия с помощью которого было совершено административное нарушение;
  • лишение специального права (от 1 месяца до 3 лет);
  • административный арест (до 15 суток или дольше по решению суда);
  • административное выдворение из Российского Государства подданных других стран или лиц без гражданства;
  • дисквалификация – лишение права замещать определенные должности или заниматься деятельностью, обозначенную в статье 3.11 КоАП РФ. Срок наказания от 6 месяцев до 3 лет;
  • административное приостановление работы юридических лиц, с целью предохранения от угроз жизни и здоровью людей, возникновения эпидемий, заражений и т.д. (п. 3.12 КоАП РФ);
  • обязательные работы — выполняются гражданином в свободное от военной службы или учебы время без материального вознаграждения.

Материальная ответственность

Наступает в случае, когда военнослужащий нанес имущественный вред другому человеку или юридическому лицу. Виновный должен возместить урон в том объеме и порядке, который регламентирован трудовым законодательством РФ:

  • Военнослужащие, находясь при исполнении, несут материальную ответственность, регулируемую Федеральным законом от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ«О материальной ответственности военнослужащих». Но если ущерб произошел вне служебного времени, то наступает гражданско-правовая ответственность, распространяющаяся на любого подданного РФ.
  • Если ущерб вызван исполнением распоряжений командира или в результате обоснованных действий, то штрафа для военнослужащего не последует. В этом случае, возмещать урон должно юридическое лицо, т.е. военная часть (ст. 1068 ГК РФ).

Гражданско-правовая ответственность

Данный вид ответственности наступает, когда военнослужащий допустил незначительное правонарушение или причинил материальный ущерб, не находясь на службе. При этом наказание регулируется общегражданскими законами и правовыми актами РФ.

Уголовная ответственность

Устанавливается в результате опасного преступления и регулируется Уголовным Кодексом РФ.

Военнослужащий, как и каждый гражданин России, должен понести наказание, независимо от должности и звания.

Особенности военной службы в том, что лицо привлекается не только за общеуголовные преступления, но и за особые военные деяния(регламентированы военным уголовным законодательством).

Преступления против военной службы, определенные Уголовным кодексом РФ

Действия против военной службы – нарушение существующего порядка прохождения военной службы, совершенное лицами, находящимися на военной службе государства (глава 33 УК РФ). Преступление, содеянное группой лиц и по предварительному сговору, наказывается строже, чем правонарушение совершенное по неосторожности.

К преступлениям против военной службы относятся:

  • Сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы. В армии действуют уставные отношения, при которых нижестоящее лицо подчиняется приказам начальства. Если данная цепочка нарушена, то этот факт расценивается как сопротивление командующему. К противодействиям относится не только неповиновение вышестоящему лицу, но и в физическом или моральном воздействии на него. В качестве наказания может быть выбрано заключение под арест сроком до 2 лет. В случае, если существуют отягощающие условия (группа лиц, применение оружие, нанесение ущерба здоровью или причинение смерти), то суд имеет право лишить человека свободы до 8 лет.
  • Насильственные действия в отношении начальника. Под такими поступками понимаются избиение, нанесение незначительных увечий, ограничение свободы, пытки и т.д. Максимальная мера наказания — 8 лет лишения свободы.
  • Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношения подчиненности. В этом случае чаще всего страдает честь и достоинство человека, в результате издевательств над ним (лишение еды, сна, свободы передвижения и другое). Реже причиняется легкий ущерб здоровью. Мера наказания — заключение под стражу от 2 до 10 лет.
  • Оскорбление военнослужащего – унижение чести и достоинства человека, нанесенное в неприличном виде, выраженных в устной и письменной речи, а также набором оскорбительных действий. Наказание следует в форме заключения под арест сроком до полугода.
  • Самовольное оставление части или места службы. Под термином понимается отбытие из части без позволения командующего сроком от 2 до 10 дней. К этому преступлению приравнивается неявка без предупреждения или без веской причины в расположение части после увольнения, отпуска, командировки и другое. Если военнослужащий отсутствует на месте службы более двух суток, наступает уголовная ответственность. С каждым днем наказание усиливается. Например: отсутствие до 10 суток — лишение свободы до 1 года (ст. 337.1 УК РФ). Если военнослужащий не явился в часть более 1 месяца — заключение до 5 лет.
  • Дезертирство — побег из части по доброй воле, с целью увиливания от военной службы. Если будет доказано, что уклонение произошло по серьезным причинам, то военнослужащий может избежать наказания. Если преступление признано дезертирством, то карается лишением свободы до 7 лет.
  • Дезертирство с оружием. В случае побега военного с оружием, выданным по заданию, или отклонение от службы в составе группы по заранее согласованному плану — то гражданину грозит заключение 10 лет.
  • Уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симулирования болезни или иными способами. Если военнослужащий имитирует болезнь, преувеличивает симптомы существующего недомогания, занимается подлогом медицинских документов или умолчивает о факте выздоровление – такие действия расцениваются как преступление против военной службы. За эти деяния можно лишиться свободы на 1 год. А если лицо пытается казаться больным, чтобы добиться вынесения решения о полной негодности к военной службы, то, в случае обнаружения доказательств данного правонарушения, человеку грозит заключение на 7 лет.
  • Нарушение уставных правил караульной службы. Военнослужащие, находящиеся в карауле занимаются охраной и, в случае нападения неприятеля, оборонной военных и государственных объектов, а также всего имущества: техники, оружия и т.д. Действия караульных регламентируются Уставом гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил РФ, а также иными нормативными правовыми актами. Если военнослужащий совершил поступок, расходящийся с интересами государства (покинул пост, заснул, пропустил граждан без разрешительных документов и т. д.), то для этого лица последует уголовное наказание — от 2 до 7 лет (в случае наступления тяжких последствий).
  • Нарушение уставных правил несения внутренней службы и патрулирования в гарнизоне. Патруль занимается охраной личного состава и собственности военной части, контролирует порядок в расположении, а также на вверенной территории (железнодорожные станции, аэропорт, военный городок и т.д.). Если военнослужащий нарушил уставные правила несения внутренней службы, покинул пост по собственной инициативе, изменил маршрут следования, применил оружие или физическую силу, не имея на то достаточных оснований, то будет признан виновным в преступлении и ограничен по службе сроком до 2 лет или лишится свободы (если деяние вызвало тяжелые последствия) до 5 лет.
  • Утрата военного имущества. Военнослужащий обязан не только хранить собственность военной части, но предпринимать меры по уходу за ней. В случае, если оружие, техника и другое было утеряно или повреждено по неосторожности, на виновного может быть наложен штраф, ограничение по службе до 2 лет или лишение свободы на 2 года.

В Российской Федерации существует структура, военная полиция, которая создана для защиты естественных прав военнослужащих. К функциям данного органа относятся: сохранение порядка и дисциплины в армии, оберегание военных объектов, регулирование дорожного движения в Вооруженных Силах и т.д.

Именно военная полиция расследует преступления, совершенные военнослужащим или лицом, призванного на военные сборы, осуществляет дознание, разыскивает дезертиров и т.п.

Армия — опора Государства, которая защищает границы страны, ее интересы и права. Поэтому за всеми правонарушениям, совершенными военнослужащими, осуществляется жесткий контроль.

И если будет доказано, что гражданин, находящийся на службе Вооруженных Сил РФ, виновен в противоправном деянии, то понесет ответственность по закону. Самый верный способ избежать наказания – не совершать преступления и действовать согласно нормативных документов Российской Федерации.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристуна сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут

Источник: https://zen.yandex.ru/media/vzapase_expert/vidy-otvetstvennosti-voennoslujascih-5c532cf9f3e87e00ad215028

Особенности производства по делам об административных правонарушениях, совершаемых военнослужащими

Дела об административных правонарушениях совершенных военнослужащими

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 5 (296).

Право. Вып. 35. С. 99-101.

Е. Ю. Шатская

ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ СОВЕРШАЕМЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ

Рассматриваются вопросы, связанные с привлечением к административной ответственности военнослужащих в случае совершения ими административных правонарушений, проблемы, возникающие в ходе производства по делу об административном правонарушении, связанные с установлением особого статуса военнослужащего как субъекта административного правонарушения. На основе критического анализа судебной практики сформулированы предложения по совершенствованию производства по делам об административных правонарушения, совершаемых военнослужащими.

Ключевые слова: ответственность военнослужащих, административные правонарушения, производство по делам об административных правонарушениях, юрисдикционная практика.

Характерной чертой производства по делам об административных правонарушениях является то, что по широте затрагиваемых им интересов и количеству участников оно является наиболее значимым среди административных производств юрисдикционного характера.

Производство по делам об административных правонарушениях является частью административного процесса, который в свою очередь может быть рассмотрен через деятельность по разрешению индивидуально-конкретных дел, осуществляемую в сфере управления на основе норм административно-процессуального права1.

Целью административного производства является достижение конкретного результата — разрешение индивидуально-конкретного административного дела2.

В соответствии со ст. 28.2 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4 КоАП РФ, когда прокурором выносится постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, и случаев вынесения постановления без составления протокола (ч. 1 и 3 ст. 28.6 КоАП РФ).

Буквальная реализация положений ст. 28.

2 КоАП РФ правоприменителем создает для него самого дилемму — в условиях обеспечения роста показателей (так называемой положительной динамики соответствующего индикатора): необходимо ли составлять протокол, если правонарушение представляется малозначительным и ст. 2.9 КоАП РФ в конкретном случае предусматривает возможность освобождения лица от административной ответственности, не определяя четких критериев малозначитель-

ности. Вместе с тем целью освобождения от административной ответственности с вынесением устного замечания при малозначительности проступка является профилактическая деятельность государства, демонстрирующая неотвратимость государственного реагирования на противоправное поведение и представляющая собой меру воспитательного характера.

Узковедомственный подход и якобы отмененная «палочная система» показателей работы3 вынуждают полномочное должностное лицо оформлять на совершившее правонарушение лицо соответствующий материал, что вряд ли добавляет правоприменителю авторитета и уважения, не говоря уже о соблюдении принципа соответствия наказания содеянному.

Сложным остается вопрос: как быть должностному лицу в случае выявления особого субъекта ответственности, совершившего административное правонарушение, за которое последний должен привлекаться к дисциплинарной ответственности — составлять протокол об административном правонарушении или рапорт? Ведь материалы дела об административном правонарушении могут лечь в основу дисциплинарного разбирательства.

При составлении протокола в отношении военнослужащего необходимо указать сведения об особом статусе лица, в отношении которого возбуждено дело, в том числе о месте его службы (учебы), так как это может являться основанием для направления материалов дела по месту службы либо предполагает особый порядок применения в отношении военнослужащего мер административно-процессуального обеспечения, например доставления и административного задержания. Следует отметить, что особый статус

лица должен подтверждаться соответствующим документом, а законодательство не обязывает должностное лицо с помощью каких-то дополнительных средств выявлять наличие особого статуса у лица, привлекаемого к ответственности.

Кроме того, обязанность военнослужащего-нарушителя сообщать органу административной юрисдикции о том, что он состоит на военной службе, законодательно не закреплена, что может в последующем дать ему процессуальные преимущества, однако несообщение непосредственному начальнику о совершенном проступке может повлечь дисциплинарную ответственность военнослужащего.

Проведенный анализ юрисдикционной практики выявил ряд проблем, связанных с сокрытием военнослужащими своего статуса в ходе привлечения к административной ответственности.

В этой связи считаем необходимым обозначить свою позицию в отношении ситуаций, когда сведения такого рода выяснились: 1) в ходе первичного рассмотрения дела; 2) при обжаловании (опротестовании) вынесенного решения, не вступившего в законную силу; 3) когда решение вступило в законную силу, а срок давности привлечения к административной ответственности не истек; 4) когда решение вступило в законную силу и срок давности привлечения к ответственности истек.

В первом случае при невозможности дальнейшего рассмотрения дела органом административной юрисдикции районным судом выносится определение о направлении дела с учетом подсудности в гарнизонный военный суд, а если за совершенное деяние военнослужащий подлежит привлечению к дисциплинарной ответственности, то производство по делу подлежит прекращению согласно ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ, а материалы дела направляются по месту прохождения службы.

Во втором случае при подаче жалобы (протеста) на постановление по делу, которое не вступило в законную силу, если дело рассматривается неправомочным субъектом, например мировым судьей, этот судья должен отменить вынесенное постановление и материалы дела вместе с жалобой в трехдневный срок направить в гарнизонный военный суд. Если за совершенное деяние военнослужащий подлежит привлечению к дисциплинарной ответственности, то производство по его делу подлежит прекращению согласно ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ,

и материалы дела направляются по месту прохождения службы.

В третьем случае при вынесении протеста прокурорами военных округов, флотов и приравненными к ним прокурорами, Главным военным прокурором РФ и их заместителями постановление по делу об административном правонарушении пересматривается в порядке надзора окружными (флотскими) военными судами и Военной коллегией Верховного Суда РФ в соответствии с законодательством о военных судах.

И, наконец, четвертый вариант, когда дело рассмотрено с нарушением правил подведомственности, а давностный срок привлечения к административной ответственности истек. В обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2010 г., утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16 июня 2010 г.

, содержится следующая правовая позиция: в ст. 47 Конституции РФ установлено, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Если при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выяснится, что на момент рассмотрения жалобы срок давности истек, судье необходимо руководствоваться положениями ч. 1 ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.

5 КоАП РФ, согласно которым по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, привлекаемого к административной ответственности, обсуждаться не может, а начатое производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.

Поэтому судья выносит решение об отмене постановления и прекращении производства по делу об административном правонарушении на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.

Вместе с тем, если лицо, привлекаемое к административной ответственности, ни при составлении протокола об административном правонарушении, ни при рассмотрении дела об административном правонарушении не заявило, что является военнослужащим, то соответствующее заявление лица при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не может служить основанием для отмены этого постановления4.

Проведенный анализ правоприменительной практики позволил нам сделать следующий вывод. Особый статус лица, привлекаемого к административной ответственности, должен подтверждаться соответствующим документом, а законодательство не обязывает должностное лицо с помощью каких-то дополнительных средств выявлять наличие особого статуса у лица, привлекаемого к ответственности.

Вместе с тем, если лицо, привлекаемое к административной ответственности, ни при составлении протокола об административном правонарушении, ни при рассмотрении дела об административном правонарушении не заявило, что является военнослужащим, то соответствующее заявление лица при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не может служить основанием для отмены этого постановления.

Примечания

1 Ванюшин, Я. Л. Административно-процессуальное право : учеб. пособие (курс лекций) / Я. Л. Ванюшин, О. В. Гречкина, Э. Л. Лещина [и др.]. Челябинск : ГОУ ВПО ЧЮИ МВД России, 2009. С. 177.

2 Зюзин, В. А. Административные процедуры: теория и практика законодательного регулирования : ав-тореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2007. С. 8.

3 Например, исходя из взаимосвязи положений Приказа МВД РФ «О вопросах оценки деятельности органов внутренних дел РФ» от 19 января 2010 г. № 25 можно сделать вывод, что органы внутренних дел (полиция) не могут снизить количество привлеченных к административной ответственности лиц по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, если хотят получить положительную оценку своей деятельности.

4 См.: Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010) // Бюл. Верхов. Суда РФ. 2010. № 9 (извлечение).

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-proizvodstva-po-delam-ob-administrativnyh-pravonarusheniyah-sovershaemyh-voennosluzhaschimi

Административная ответственность военнослужащих

Дела об административных правонарушениях совершенных военнослужащими

Особенности административной ответственности военнослужащих, прежде всего, определяются ст. 2.5 КоАП РФ, а также вытекают из положений ряда иных статей того же Кодекса. Кроме того, вопросы административной ответственности военнослужащих в определенной степени также регулируются Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ.

Наиболее существенные отличия ответственности военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы, за административные правонарушения состоят в том, что по общему правилу за них военнослужащие несут дисциплинарную ответственность, и только в порядке исключения за административные правонарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ, для военнослужащих наступает административная ответственность.

Административные правонарушения военнослужащих

  • посягающие на отдельные права граждан (ст. ст. 5.1; 5.3 – 5.26);
  • нарушение законодательства о выборах и референдумах (ст. ст. 5.45 – 5.52, 5.56);
  • нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3);
  • правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования (гл.

    8);

  • нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте (ст. 11.16 – в части нарушения правил пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов, поскольку в ином случае наступает дисциплинарная ответственность);
  • административные правонарушения в области дорожного движения (гл.

    12)

  • административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (гл. 15 (ст. 15.32, 15.33, 15.34 вступают в силу с 1 января 2010 года));
  • административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) (гл.

    16);

  • невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (ст. 17.

    7);

  • некоторые административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации (ст. ст. 18.1 -18.4);
  • нарушение требований пожарной безопасности (ст. 20.

    4 – в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов, поскольку в ином случае наступает дисциплинарная ответственность).

На основании ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 4 декабря 2006г.

№ 203-ФЗ), в случае, когда административное правонарушение совершено военнослужащим или лицом, призванным на военные сборы, за исключением вышеперечисленных случаев (ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ), когда за такое административное правонарушение это лицо несет административную ответственность на общих основаниях, производство по делу об административном правонарушении после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.

В указанном случае, в силу ч. 2 ст. 28.9 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 4 декабря 2006г.

№203-ФЗ), постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении со всеми материалами дела в течение суток с момента вынесения постановления направляется в воинскую часть, орган или учреждение по месту военной службы (службы) или месту прохождения военных сборов лица, совершившего административное правонарушение, для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.

В остальных случаях военнослужащие могут быть привлечены к административной ответственности на общих основаниях, но с отдельными особенностями применения к ним административных наказаний.

Согласно ранее действовавшей редакции ст. 2.5 КоАП РФ, к военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, не могли быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа.

С 1 января 2007г. с принятием Федерального закона «О Внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих» от 4 декабря 2006г. № 203-ФЗ действуют следующие ограничения по применению административных наказаний.

Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (ч. 6 ст. 3.5 КоАП РФ). Указанное исключение не касается офицеров, призванных на военную службу, а также лиц, призванных на военные сборы.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации, применяемое к иностранным гражданам и лицам без гражданства, не может применяться к военнослужащим – иностранным гражданам (ч. 3 ст. 3.10 КоАП РФ).

Административный арест не может быть применен ко всем категориям военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ).

В то же время к военнослужащим и лицам, призванным на военные сборы, за совершение административных правонарушений, в соответствующий случаях, может быть применен дисциплинарный арест, предусмотренный Дисциплинарным уставом ВС РФ (ч. 4 ст. 28.4 ФЗ «О статусе военнослужащих» и ст. 94 Дисциплинарного устава ВС РФ).

Назначение дисциплинарного ареста за совершенное административное правонарушение 

Если совершенным военнослужащим грубым дисциплинарным проступком является административное правонарушение, то дисциплинарный арест может быть применен только в том случае, когда за такое административное правонарушение Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено административное наказание в виде административного ареста. В этом случае срок дисциплинарного ареста назначается в пределах срока административного ареста, установленного за такое административное правонарушение КоАП РФ.

В срок дисциплинарного ареста засчитывается срок задержания военнослужащего (если такая мера обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке была применена к военнослужащему) в связи с совершением им дисциплинарного проступка, за который назначен дисциплинарный арест.

Однако дисциплинарный арест не применяется к офицерам, военнослужащим, не приведенным к Военной присяге (не принесшим обязательство), военнослужащим, не достигшим 18-летнего возраста, и военнослужащим женского пола.

Дисциплинарный арест исполняется только в отношении военнослужащего, который по состоянию здоровья может содержаться под дисциплинарным арестом.

Источник: https://sudkonsult.ru/poleznaya-informaciya/voennye-dela/administrativnaya-otvetstvennost-voennosluzhashhih.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.